Тайна сокровищ матильды кшесинской связана с гибелью ее любимого фокстерьера. Матильда кшесинская без прикрас Главное - напоминать о себе

Женщины 20 века поражают нас, их потомков, многими необыкновенными качествами: силой душа, яркими характерами, неожиданными поворотами судьбы. Именно такой: яркой, загадочной, побеждающей время, людей, обстоятельства, была Матильда Кшесинская – балерина , деловая женщина, преданная возлюбленная и, наконец, просто обворожительная красавица. При жизни о ней говорили разное: кто-то злобствовал о ее ногах, кто-то восхищался талантом, а кто-то безумно завидовал успеху.
Матильда была дочерью известного польского танцовщика Феликса Кшесинского, служившего в Петербурге в императорском театре. Она родилась 19 августа 1872 года. Семья была большая, денег всегда не хватало. О гимназии и мечтать не приходилось и девочка поступила в Императорское театральное училище, проще говоря в балетную школу, но очень хорошую. По традиции по окончании обучения был дан выпускной спектакль, в котором Матильда блеснула своим юным очарованием и незаурядным талантом.

После окончания спектакля был дан парадный обед. И тут Матильде несказанно повезло: она понравилась императору Александру III и он усадил ее рядом с собой и познакомил с сыном – будущим императором НиколаемII. Сделано это было не без умысла: Николай в семье вызывал некоторые опасения, его считали излишне робким и неуверенным в себе. Матильда обладала недюжинным умом и прекрасно поняла какой подарок приготовила ей судьба. Юного наследника она очаровала с первого взгляда и вскоре стала его любовницей. Их роман продолжался 4 года и создал ей прочное положение в обществе и самое главное в театральном мире, что в сочетании с блестящим талантом привело к положению вечной примадонны.
В апреле 1894 года царевич Николай после ряда драматических сцен (он, пишут, даже предлагал Матильде вступить в морганатический брак) был вынужден заключить помолвку с Гессен-Дармштадтской, принцессой Алисой – впоследствии известной как Александра Федоровна .

Матильда вела себя в этой истории необыкновенно умно, со слезами на глазах она вернула любимому письма и поклялась, что больше никогда с ним наедине не увидится, чем заслужила уважение и теплую привязанность будущей императрицы.
Очень скоро Кшесинская обратила внимание и на других представителей дома Романовых. Ее внимание привлекли великие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Трудно сказать как далеко зашли эти отношения. Но соперники и Матильда много лет подряд были в прекрасных отношениях, не ссорились и когда Матильда в 1902 году родила сына Владимира, прекрасно относились оба к ребенку и верили каждый в свое отцовство.


В этот период Кшесинская стала полновластной хозяйкой Императорского Мариинского театра, решая все вопросы о гастролях, постановках, ролях. Она продолжала танцевать, поражая зрителей совершенством исполнения. Она выступала даже в возрасте 38 лет, что для балерины – очень немало. В этот период Кшесинская становится очень богатой дамой и не потому что Романовы осыпали ее деньгами. Российские цари всегда отличались скромностью в финансовых вопросах. Но, во-первых: связи и возможности – это те же деньги, а во-вторых: Матильда была очень практична и использовала любую возможность, чтобы укрепить свое финансовое положение, используя опыт и рекомендации умных деловых людей. И надо сказать, ей все удалось, как принято теперь говорить, она была запрограммирована на успех.
В феврале 1917 года ей удалось незаметно исчезнуть из Петрограда, охваченного смутой, погромами, огнем революции. И хотя она потеряла великолепную недвижимость в столице, вывезенных средств хватило ей на приобретение виллы во Франции. С ней вместе поселились сын Владимир и великий князь Андрей Владимирович. Великий князь Сергей Михайлович остался в России и был расстрелян большевиками. Матильда и Андрей Владимирович обвенчались и ей был пожалован титул «княгини Матильды».
И еще много-много лет жила княгиня Матильда на своей роскошной вилле в окружении роз, лилий и благоухающей лаванды. До своего столетия она не дожила только 9 месяцев. Она умерла 6 декабря 1971 года, даже не думая, что в своем городе она давно стала легендой, призраком, тайной.

Искать бриллианты и золото балерины логично в районе ее дачи в Стрельне

В числе самых обсуждаемых тем всего уходящего 2017-го, безусловно, «роковая» балерина Матильда Кшесинская и ее амурная история с цесаревичем Николаем. А одна из самых популярных тем на исходе декабря - собачья, знаменующая наступление года Собаки. Корреспондент «МК» попытался объединить эти два «ингредиента», и в итоге получился весьма «игристый» коктейль. Формула простая и интригующая: Матильда + собаки = тайна.

Матильда с любимым фоксиком Джиби и козочкой.

Заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская на протяжении многих лет была заядлой собачницей. В доме у нее практически постоянно жили собаки, причем Матильда Феликсовна явно отдавала предпочтение конкретной породе - фокстерьерам. Именно такой вывод можно сделать, прочитав машинописную рукопись «Воспоминаний» балерины, хранящуюся в Государственном архиве РФ.

Вот, например, что она написала о событиях своей жизни во Франции осенью 1928 года, когда она вместе с мужем, великим князем Андреем Владимировичем, поехала в Париж, чтобы найти там подходящее жилье: «Я искала дом с садом, так как у меня были фокстерьеры, которым нужно было где-то бегать...»

Самым знаменитым из всех четвероногих любимцев Матильды Кшесинской стал пес по имени Джиби. Эта собака жила у балерины на протяжении почти десяти предреволюционных лет. «В самом доме жила козочка, которая выступала со мною в балете «Эсмеральда», - писала позднее Кшесинская. - Еще был мой любимый фоксик Джиби, неразлучный друг. Проходя мимо моего сада, можно было видеть гуляющих вместе козочку, свинью и фоксика...»

Джиби сопровождал хозяйку во время ее поездок в загородные поместья - чаще всего на дачу в Стрельне. Однако бывали вояжи в более отдаленные места летнего отдыха. Например, Кшесинская посещала вместе с Андреем Владимировичем принадлежащее ему имение Борки в Орловской губернии. Старожилы Борков вспоминали, как барин, князь Андрей, дважды приезжал с красивой, нарядно одетой барыней и та горстями бросала в толпу детей «конфекты». Селяне рассказывали, что даже во время этих летних «каникул» Матильда не прекращала регулярно заниматься балетными упражнениями, поддерживая себя в форме. Однажды Кшесинская обнаружила, что куда-то пропали ее пуанты. Поиски в доме не дали результатов, так что пришлось доставать запасную пару балетных туфелек. Проведенное расследование помогло выяснить, что к пропаже спецобуви балерины причастен ее обожаемый фокс. Заигравшийся в охотника Джиби утащил пуанты в лесные заросли. Лишь по прошествии времени одну из атласных туфелек случайно нашла местная девочка. Этот артефакт потом долгие годы хранился в ее семье.

В самые опасные дни - во время февральской смуты 1917-го - Джиби оказался в числе того немногого, что прихватила Кшесинская, спешно покидая свой петербургский дворец.

«27 февраля... Под вечер выстрелы стали раздаваться около моего дома. Всем стало ясно, что надо во что бы то ни стало как можно скорее покинуть дом, пока толпа не ворвется в него. Во время поспешных сборов я вдруг, к ужасу, увидела, что я чуть было не забыла своего любимого фоксика Джиби, который смотрел на меня огромными глазами, полными ужаса. Он чувствовал инстинктом, что что-то случилось и все куда-то собираются уходить, а его забыли. Кто-то схватил его на руки, другой взял мой саквояж с драгоценностями, и мы все бросились бежать из дома... Я надела самое скромное из своих меховых вещей, чтобы быть менее заметной, - черное бархатное пальто, обшитое «шиншилла», - и на голову накинула платок...»


На протяжении нескольких последующих месяцев знаменитой балерине, «любимице Романовых», вместе с сыном Владимиром пришлось скитаться по чужим домам. Сперва они укрывались на квартире у одного из знакомых артистов, потом у брата - Иосифа Кшесинского... Между тем особняк Матильды, как она сама писала, «сразу был занят бандой революционеров». Теплившаяся надежда, что волна беспорядков скоро схлынет, никак не сбывалась. События в столице, наоборот, становились все более непредсказуемыми и угрожающими. 13 июля 1917 года Кшесинская вместе с сыном уехала подальше от революционных потрясений - в Кисловодск, где еще с января обосновался ее возлюбленный - великий князь Андрей Владимирович.

Однако накануне расставания с Петербургом-Петроградом произошло одно событие, которое до сих пор не дает покоя некоторым исследователям и «искателям приключений». Кшесинская вдруг срочно отправилась на свою дачу в приморской Стрельне. Впрочем, судя по ее «Воспоминаниям», история была вполне житейская, грустная, связанная как раз с ее любимым фокстерьером.

«...В другой раз мы поехали... в Царское Село вместе с моим человеком Арнольдом, который уговорил меня позавтракать там у его друга, содержавшего маленький пансион... Эта прогулка кончилась печально. Я взяла с собою моего фоксика Джиби, и он, вероятно, бегая по всяким закоулкам, съел что-нибудь ядовитое, и в ту же ночь он у меня околел.

Когда мы возвращались домой, да и весь вечер, Джиби вел себя как обычно и только ночью ворочался больше обыкновенного, но я думала, что он просто блох вычесывает, и все его успокаивала. Наутро, когда я проснулась, он оказался уже мертвым. Потеря любимой собачки, верного друга, в течение девяти лет не покидавшего меня, так хорошо меня знавшего и понимавшего, была для меня горем… Я помню, я как-то ночью заплакала и у меня вырвался крик отчаяния. Мой Джиби вскочил мне на грудь и своими чудными глазами с ужасом смотрел на меня, как будто чувствуя, что я переживаю.

Я повезла его в Стрельну на автомобиле с сыном Вовой похоронить его там, где он был такой счастливый, бегая на воле по саду. Солдаты, которые уже жили на моей даче, отнеслись к этому очень трогательно и даже сами помогали мне вырыть ямку и засыпать. Когда солдаты его засыпали, они говорили между собою: «Видно, хорошая была собака, коль барыня так заливается слезами!..»

Казалось бы, что во всей этой истории странного? Ну, похоронили мать с сыном-подростком своего внезапно умершего четвероногого любимца. Но зачем же ехать ради этого так далеко, подвергаясь реальной опасности нападения революционной вольницы?! Некоторые исследователи склонны видеть здесь отнюдь не бытовой момент, обусловленный сентиментальным желанием обустроить собачью могилку именно там, где Джиби «был таким счастливым», а хорошо продуманную операцию по устройству тайника с драгоценностями.

Общеизвестно, что Кшесинская ко времени революционных перемен 1917-го была очень и очень состоятельной дамой. Она владела роскошным петербургским особняком, большой дачей, гаражом с двумя автомобилями, прекрасной конюшней... А кроме того, имела богатейшую коллекцию ювелирных украшений.

Многие из этих драгоценностей были получены в подарок от поклонников прима-балерины. Вот упоминания лишь о некоторых из них, взятые из мемуаров Матильды.

«Великий князь Владимир Александрович... на Пасху прислал мне огромный букет ландышей, к которому было прикреплено драгоценное яйцо работы Фаберже...»

«...Я получила множество дорогих подарков и цветов. Среди них был золотой лавровый венок, сделанный по моей мерке, чтобы можно было надеть его на голову. На каждом листике было выгравировано название балета, в котором я танцевала. Балетов в моем репертуаре было очень много, и венок получился пышным».

Многие очень ценные подарки Матильда Кшесинская получила от Николая Александровича Романова, причем он продолжал баловать свою бывшую возлюбленную презентами даже после того, как они прекратили близкие отношения. Например, в день ее бенефиса 13 февраля 1900 года через князя Волконского государь передал Малечке великолепную брошь в виде свернувшейся клубком бриллиантовой змеи с крупным сапфиром посередине (пикантная подробность: Николай II попросил передать Матильде, что эту брошь он выбирал вместе с супругой - императрицей Александрой Федоровной).

Так что в ларцах и шкатулках Кшесинской к началу 1917-го скопилось большое количество ювелирных ценностей, золота. Лишь немногие из этих сокровищ Матильде Феликсовне удалось вывезти из объятого революцией Петрограда сперва в Кисловодск, потом на Черноморское побережье и, наконец, еще несколькими годами позднее - в эмиграцию. Какую-то часть богатств, по признанию балерины, она еще до начала революционных событий предусмотрительно передала на хранение в несколько петроградских банков (и потом всю свою долгую жизнь бережно хранила банковские квитанции, надеясь когда-нибудь вернуть себе свои драгоценности). Однако с большой долей вероятности можно предположить, что существовала и третья порция «кшесинских» богатств. И эту третью порцию экс-любовница царя перед тем, как покинуть российскую столицу, где-то спрятала.


Дача Матильды Кшесинской в Стрельне.

Вот тут и вспоминают охотники за сокровищами эпизод с похоронами скоропостижно скончавшегося фокстерьера Джиби, состоявшимися накануне отъезда семьи Кшесинской из Петрограда. По мнению некоторых любителей конспирологических версий, «это ж-ж-ж-ж неспроста»! Мол, хитроумная Матильда использовала ход с закапыванием околевшего песика на стрельнинской даче, чтобы запудрить мозги солдатам, которые там квартировали. Эти бойцы революции доверчиво отнеслись к сентиментальной истории любви барыни к своему умершему песику, даже помогли его похоронить. А Кшесинская и ее спутники под сурдинку могли тайком припрятать привезенные с собой сокровища в каком-то укромном месте на окружающей территории, возможно даже, в заранее подготовленном тайнике (сохранились сведения, что на даче Матильды Феликсовны до последних спокойных времен продолжались работы по сооружению и усовершенствованию различных хозяйственных построек, - кто мешал заодно и место для схрона устроить?).

В этом случае смерть Джиби оказалась очень кстати. Это был железный аргумент, оправдывающий неожиданный вояж Кшесинской на свою бывшую дачу. Некоторые исследователи даже допускают, что балерина ради этого нарочно отравила своего домашнего пса. Впрочем, столь жестокий поворот сюжета кажется автору этих строк маловероятным: уж к кому-кому, а к животным Матильда относилась с большой любовью.

Противники детективной истории со стрельнинским кладом могут высказать недоумение: зачем прятать сокровища? Не проще ли было их балерине взять с собой?

На это находим ответ в мемуарах самой Кшесинской, где она описывает ситуацию с повальными обысками в то время: «Обыски обыкновенно сопровождались отбиранием всего ценного, что солдатам попадалось под руки, и все поэтому стали прятать деньги и драгоценности. Тут, конечно, каждый проявлял свой талант и находчивость. Но часто приходилось менять места, так как, конечно, все прятали примерно одинаково, и раз солдаты находили вещи в одной квартире в определенном месте, они в следующей искали в таком же. Например, прикалывали деньги под ящик письменного стола, чтоб, когда открыли его, там денег не было. Но потом они это открыли и прямо лезли под ящики... Многие первоначально прятали свои кольца в банках с гуталином, но скоро солдаты нашли это и прямо лезли туда пальцами...»

Поэтому вполне логично выглядят предположения, что балерине показалось надежнее взять с собой лишь небольшую часть своих ценностей, а основные сокровища отдать в банковские хранилища и спрятать в потайном месте. Ведь тогда, летом 1917-го, Кшесинская еще надеялась, что смутные времена когда-нибудь минуют, и она сможет вернуться в свои владения - в петербургский особняк и стрельнинскую дачу - на правах полноценной хозяйки.

Увы, такие ее чаяния не оправдались. И если предположения о закопанном в Стрельне кладе верны, значит, эти драгоценности Матильды так до сих пор и остаются под спудом. Энтузиасты-кладоискатели не раз пытались вести поиск бриллиантов Кшесинской, однако безрезультатно. Не обнаружено до сих пор никакой достоверной информации о возможном месте тайника. Более того, к нынешнему времени исчезли - разрушены, разобраны - практически все многочисленные постройки дачного комплекса Матильды Кшесинской в Стрельне.

Так что эта «собачья» тайна знаменитой балерины остается, будоража умы предприимчивых охотников за сокровищами.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Матильда без прикрас: какой балерина Кшесинская была в жизни

В России все-таки вышел в прокат фильм Алексея Учителя "Матильда" - казалось бы, обычная драма о романе последнего российского императора и балерины, которая вдруг совершенно неожиданно вызвала небывалое бурление страстей, скандалы и даже нешуточные угрозы расправы в адрес режиссера и членов съемочной группы. Что ж, пока заинтригованная российская публика в состоянии некоторой оторопи готовится лично оценить источник всероссийской шумихи, Владимир Тихомиров рассказывает, какой была в жизни Матильда Кшесинская.

Балерина голубых кровей

По семейному преданию Кшесинских, прапрапрадедом Кшесинской был граф Красинский, обладавший огромными богатствами. После его смерти почти всё наследство отошло его старшему сыну - прапрадеду Кшесинской, а вот его младший сын не получил практически ничего. Но вскоре счастливый наследник умер и все богатство перешло его 12-летнему сыну Войцеху, оставшемуся на попечении француза-воспитателя.

Дядя Войцеха решил убить мальчика, чтобы завладеть состоянием. Он нанял двух киллеров, один из которых в самый последний момент раскаялся и рассказал о заговоре воспитателю Войцеха. В итоге тот тайно увез мальчика во Францию, где и записал его под фамилией Кшесинский.

Единственное, что сохранилось у Кшесинской в доказательство ее высокородного происхождения, - это кольцо с гербом графов Красинских.

С детства – к станку

Балет был судьбой Матильды от рождения. Отец, поляк Феликс Кшесинский, был танцовщиком и педагогом, а также создателем семейной труппы: в семье было восемь детей, каждый из которых решил связать свою жизнь со сценой. Матильда была самой младшей. Уже в три года ее отправили в балетный класс.

Кстати, она далеко не единственная из Кшесинских, кто добился успеха. На сцене Императорских театров долгое время блистала ее старшая сестра Юлия. А саму Матильду долгое время именовали "Кшесинская Вторая". Прославился и ее брат Иосиф Кшесинский, также известный танцовщик. После революции он остался в Советской России, получил звание Заслуженного артиста Республики. Судьба его сложилась трагически – он умер от голода во время блокады Ленинграда.

Любовь с первого взгляда

Матильду заметили уже в 1890 году. На выпускном спектакле балетного училища в Петербурге, на котором присутствовал император Александр III с семьей (императрица Мария Фёдоровна, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович), император громко спросил: "А где же Кшесинская?" Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал:

Будьте украшением и славою нашего балета.

После экзамена в училище давали большой праздничный ужин. Александр III попросил Кшесинскую сесть рядом с ним и представил балерину своему сыну Николаю.

Молодой цесаревич Николай

Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника, - позже писала Кшесинская. - Как сейчас вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон. Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения...

Вторая встреча с Николаем случилась в Красном Селе. Там же был построен и деревянный театр для развлечения офицеров.

Кшесинская после разговоров с наследником вспоминала:

Только о нём я и могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки...

Главное - напоминать о себе

Роман Матильды и Николая Александровича начался в 1892 году, когда наследник снял для балерины роскошный особняк на Английском проспекте. Наследник постоянно приезжал к ней, и любовники провели там вместе много счастливых часов (позже он купил и подарил ей этот дом).

Впрочем, уже летом 1893 года Ники стал навещать балерину всё реже.

А 7 апреля 1894 года была объявлена помолвка Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской.

Николай II и Алиса Гессен-Дармштадтская

Мне казалось, что жизнь моя кончена и что радостей больше не будет, а впереди много, много горя, - писала Матильда. - Что я переживала, когда знала, что он был уже со своей невестой, трудно выразить. Кончилась весна моей счастливой юности, наступала новая, трудная жизнь с разбитым так рано сердцем…

В своих многочисленных письмах Матильда просила у Ники разрешения по-прежнему общаться с ним на "ты", а также обращаться к нему за помощью в сложных ситуациях. На протяжении всех последующих лет она всячески старалась напомнить о себе. Например, покровители в Зимнем дворце часто извещали ее о планах перемещения Николая по городу – куда бы ни направился император, он неизменно встречал там Кшесинскую, восторженно посылавшую "дорогому Ники" воздушные поцелуи. Чем, вероятно, доводила и самого Государя, и его супругу до белого каления. Известен факт, что в дирекцию Императорского театра однажды пришел приказ о запрете Кшесинской выступать по воскресеньям – в этот день обычно царская семья посещала театры.

Любовница на троих

После наследника у Кшесинской было ещё несколько любовников из числа представителей дома Романовых. Так, сразу после расставания с Ники ее утешал Великий князь Сергей Михайлович - их роман продолжался долгое время, что отнюдь не мешало Матильде Кшесинской заводить новых любовников. Также в 1900 году она стала встречаться с 53-летним Великим князем Владимиром Александровичем.

Вскоре у Кшесинской завязался бурный роман и с его сыном - Великим князем Андреем Владимировичем, ее будущим мужем.

В моё сердце закралось сразу чувство, которого я давно не испытывала; это был уже не пустой флирт, - писала Кшесинская. - Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы всё чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение.

Андрей Владимирович Романов и Матильда Кшесинская с сыном

Впрочем, она не прерывала отношений и с другими Романовыми, пользуясь их покровительством. Например, с их помощью она получила персональный бенефис, посвящённый десятилетию её работы в Императорском театре, хотя другим артистам подобные почести полагались лишь после двадцати лет службы.

В 1901 году Кшесинская узнала, что беременна. Отец ребенка - Великий князь Андрей Владимирович.

18 июня 1902 года она родила сына у себя на даче в Стрельне. Сперва она хотела назвать его Николаем, в честь своего любимого Ники, но в итоге мальчика назвали Владимиром - в честь отца её любовника Андрея.

Кшесинская вспоминала, что после родов у нее состоялся тяжелый разговор с Великим князем Сергеем Михайловичем, который был готов признать новорожденного за своего сына:

Он отлично знал, что не он отец моего ребёнка, но он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил меня и решился, несмотря на всё, остаться при мне и ограждать меня как добрый друг. Я чувствовала себя виноватой перед ним, так как предыдущей зимой, когда он ухаживал за одной молоденькой и красивой великой княжной и пошли слухи о возможной свадьбе, я, узнав об этом, просила его прекратить ухаживание и тем положить конец неприятным для меня разговорам. Я так обожала Андрея, что не отдавала себе отчёта, как я виновата была перед великим князем Сергеем Михайловичем...

В итоге ребенку дали отчество Сергеевич и фамилию Красинский – для Матильды это имело особый значение. Правда, уже после революции, когда в 1921 году балерина и Великий князь Андрей Владимирович обвенчались в Ницце, их сын получил "правильное" отчество.

Готика на Виндзорщине

Великий князь Андрей Владимирович в честь рождения ребенка сделал Кшесинской царский подарок – имение Борки в Орловской губернии, где он замыслил построить на месте старого господского дома копию английского Виндзора. Матильда восхищалась поместьем британских королей.

Вскоре из Петербурга был выписан знаменитый архитектор Александр Иванович фон Гоген, строивший в Петербурге тот самый знаменитый особняк Кшесинской на углу Кронверкского проспекта.

Строительство шло десять лет, и в 1912 году замок с парком были готовы. Однако прима-балерина осталась недовольна: какой же это английский стиль, если в пяти минутах прогулки по парку можно увидеть типичнейшую русскую деревню с избами, крытыми соломой?! В итоге соседняя деревня была стерта с лица земли, а крестьяне выселены на новое место.

Но Матильда все равно отказалась переезжать на отдых в Орловскую губернию. В итоге Великий князь Андрей Владимирович продал "Русский Виндзор" в Борках местному коннозаводчику из графского рода Шереметьевых, а балерине он купил виллу Alam на Лазурном побережье Франции.

Хозяйка балета

В 1904 году Кшесинская решает уйти из Императорского театра. Но в начале нового сезона получает предложение вернуться на "договорной" основе: за каждое выступление ей обязуются платить по 500 рублей. Сумасшедшие деньги по тем временам! Также за Кшесинской были закреплены все партии, которые нравились ей самой.

Вскоре весь театральный мир знал, что слово Матильды – закон. Так, директор Императорских театров, князь Сергей Волконский, однажды посмел настаивать на том, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована. Через пару дней уже сам князь Волконский подал в отставку.

Урок был учтен, и новый директор Императорских театров Владимир Теляковский уже предпочитал держаться от Матильды подальше.

Казалось бы, балерина, служа в дирекции, должна принадлежать репертуару, а тут оказывалось, что репертуар принадлежит Кшесинской, - писал сам Теляковский. - Она считала его своею собственностью и могла дать или не дать танцевать другим.

Увядание Матильды

В 1909 году умирает главный покровитель Кшесинской - дядя Николая II, Великий князь Владимир Александрович. После его смерти отношение к балерине в Императорском театре меняется самым радикальным образом. Ей все чаще стали предлагать эпизодические роли.

Владимир Александрович Романов

Вскоре Кшесинская отправляется в Париж, затем в Лондон, снова Петербург. До 1917 года никаких кардинальных перемен в жизни балерины больше уже не происходит. Результатом скуки стал роман балерины с танцовщиком Петром Владимировым, который был младше Матильды на 21 год.

Великий князь Андрей Владимирович, привыкший делить любовницу с отцом и дядей, был в ярости. Во время гастролей Кшесинской в Париже князь вызвал танцора на дуэль. Несчастному Владимирову оскорбленный представитель рода Романовых прострелил нос. Медикам пришлось собирать его по кусочкам.

В бегах

В начале февраля 1917 года полицмейстер Петрограда посоветовал балерине вместе с сыном покинуть столицу, поскольку в городе ожидались беспорядки. 22 февраля балерина дала последний прием в своем особняке – это был обед с шикарной сервировкой на двадцать четыре персоны.

Уже на следующий день она покинула охваченный волной революционного безумия город. 28 февраля в особняк балерины ворвались большевики во главе со студентом-грузином Агабабовым. Он стал устраивать обеды в известном доме, заставлял повара готовить ему и его гостям, которые пили элитные вина и шампанское из погреба. Оба автомобиля Кшесинской были реквизированы.

Особняк Кшесинской в Петербурге

В это время сама Матильда скиталась вместе с сыном по разным квартирам, опасаясь, что у неё отнимут ребёнка. Еду ей приносили из дома её слуги, почти все они остались верны Кшесинской.

Через некоторое время Кшесинская сама решилась пойти в свой дом. Она ужаснулась, когда увидела, во что он превратился.

Мне предложили подняться в мою спальню, но это было просто ужасно, что я увидела: чудный ковёр, специально мною заказанный в Париже, весь был залит чернилами, вся мебель была вынесена в нижний этаж, из чудного шкапа была вырвана с петлями дверь, все полки вынуты, и там стояли ружья... В моей уборной ванна-бассейн была наполнена окурками. В это время ко мне подошёл студент Агабабов... Он предложил мне как ни в чём не бывало переехать обратно и жить с ними и сказал, что они уступят мне комнаты сына. Я ничего не ответила, это уже было верхом нахальства…

До середины лета Кшесинская пыталась вернуть особняк, но потом поняла, что нужно просто бежать. И она уехала в Кисловодск, где воссоединилась с Андреем Романовым.

В ее же особняке в разные годы работали Ленин, Зиновьев, Сталин и другие. С балкона этого дома неоднократно выступал перед рабочими, солдатами и матросами Ленин. Несколько лет там жил Калинин, с 1938 по 1956 год там был музей Кирова, а с 1957 года - Музей революции. В 1991 году в особняке создали Музей политической истории России, который находится там до сих пор.

В эмиграции

В 1920 году Андрей и Матильда с ребенком покидают Кисловодск и едут в Новороссийск. Затем уезжают в Венецию, оттуда во Францию.

В 1929 году Матильда с мужем оказывается в Париже, но деньги на счетах практически закончились, а жить на что-то надо. Тогда Матильда решает открыть свою собственную балетную школу.

Вскоре к Кшесинской начинают приходить на занятия дети знаменитых родителей. Например, дочери Фёдора Шаляпина. Всего же за пять лет школа раскручивается так, что в ней ежегодно обучается порядка 100 человек. Школа действовала и во время нацистской оккупации Парижа. Конечно, в какие-то моменты учеников не было совсем, и балерина приходила в пустую студию. Школа стала для Кшесинской отдушиной, благодаря которой она перенесла арест сына Владимира. Он попал в гестапо буквально на следующий же день после вторжения фашистов на территорию СССР. Родители подняли все возможные связи, чтобы Владимира освободили. По слухам, Кшесинская даже добилась встречи с начальником тайной государственной полиции Германии Генрихом Мюллером. В итоге после 119 дней заключения Владимира все-таки освободили из концлагеря и вернули домой. А вот Великий князь Андрей Владимирович за время заключения сына действительно сошёл с ума. Ему якобы везде мерещились немцы: вот открывается дверь, они заходят и арестовывают сына.

Финал

В 1956 году Великий князь Андрей Владимирович в возрасте 77 лет умер в Париже.

С кончиною Андрея кончилась сказка, какой была моя жизнь. Наш сын остался при мне - я его обожаю и в нём отныне весь смысл моей жизни. Для него, конечно, я всегда останусь матерью, но также самым большим и верным другом...

Интересно, что после отъезда из России в ее дневнике не встречается больше ни единого слова о последнем русском императоре.

Матильда умерла 5 декабря 1971 года, не дожив несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. На памятнике эпитафия: "Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская".

Ее сын Владимир Андреевич умер холостым и бездетным в 1974 году и был похоронен рядом с могилой матери.

Но балетная династия Кшесинской не угасла. В этом году в балетную труппу Большого театра была принята внучатая племянница Матильды Кшесинской Элеонора Севенард.

Матильда Кшесинская. Загадки жизни. Документальный фильм

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех интересующихся…

Подпишитесь на нас

В период с 1892 по 1894 годы. Матильда была официальной возлюбленной будущего Императора Всероссийского Николая Второго. Связь эта поощрялась всеми членами царской семьи, включая родителей цесаревича - императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Знакомство молодых людей произошло двумя годами раньше - после выпускного спектакля в Петербургском Императорском театральном училище. «Этот экзамен решил мою судьбу», - признавалась впоследствии Кшесинская.


Император Николай II

По традиции там присутствовали все члены венценосной семьи - государь и четверо его братьев с супругами и другими родственниками. В репетиционном зале, где избранные ученики представлялись царственным особам, монарх неожиданно обратился к присутствующим с вопросом: «А где же Кшесинская?» А когда ее привели, сказал, обращаясь лично к Матильде: «Будьте украшением и славою нашего балета!» И поощрительно протянул ей, склонившейся в изящном реверансе, руку. А позже, на торжественном ужине, усадил юную 18-летнюю балерину за столом между собой и 22-летнем цесаревичем Николаем, небрежно бросив при этом: «Только слишком не флиртуйте». О чем наследник престола говорил с Матильдой во время ужина и потом, кружась в вальсе на балу, балерина запамятовала, но то, что «в его душу, как и в мою, вкралось чувство влечения друг к другу», - запомнила точно. И зафиксировала в своем дневнике: «Он все-таки будет моим!»

Следующая встреча молодых людей состоялась в Красном селе на летнем лагерном сборе офицеров лейб-гвардии Гусарского полка, в числе которых был и престолонаследник. Вскоре цесаревич стал писать Матильде письма и навещать ее дома. А у себя в дневнике записал: «В ней вместо крови течет шампанское».

Постепенно визиты становились все чаще и продолжительнее. А записи в дневнике красноречивее: «Сегодня был у малютки Кшесинской… Очень мила… Малютка Кшесинская положительно мне нравится… Попрощались - стоял у театра терзаемый воспоминаниями…» На подарки будущий монарх был щедр. Первый из них - роскошный браслет из золота, украшенный драгоценными каменьями: большим сапфиром, двумя крупными бриллиантами и гравировкой «1892», указывающей на год начала близких отношений.

«Нас все более влекло друг к другу. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым, и я стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком… Я обожала Ники, думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком», - вспоминала балерина.

Наконец Кшесинская перебралась в дом на Английском проспекте - специально арендовала бывший особняк Римского-Корсакова, чтобы встречаться там со своим возлюбленным и с другими высокопоставленными ухажерами, коих притягивала к себе, словно магнитом.

Встречи их продолжались вплоть до 7 апреля 1894 года, когда была обнародована помолвка цесаревича Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Как впоследствии признавалась Матильда, разрыв отношений с наследником Престола она пережила очень тяжело, даже впала в депрессию. «Горю моему не было границ», - признавалась она. А в последнем письме от Николая была такая фраза: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

История происхождения

Предки Матильды из знатного польского рода - графов Красинских. В первой половине XVIII века мирная жизнь семейства закончилась. Прапрапрадед Матильды перед смертью передал все свое громадное состояние старшему сыну (прапрадеду Кшесинской), оставив младшего без денег в кармане, но с обидой и завистью в душе. Богатый наследник оказался невезуч: похоронив жену, вскоре скончался и сам. По завещанию и закону все «горы золотые» наследовал его 12-летний отпрыск Войцех (прадед Кшесинской), которого гувернер-француз решил тайком увезти к себе на родину, чтобы обиженный дядя не покусился на жизнь ребенка. Они поселились в предместьях Парижа, а в целях конспирации мальчик жил под фамилией Кшесинский.

После смерти своего гувернера Войцех остался во Франции. Там же женился на эмигрантке из Польши и родил сына Яна (деда Матильды, который был известным скрипачом, артистом и певцом), после чего вернулся на родину. Где выяснилось, что подлый дядюшка объявил юного наследника погибшим, а все принадлежавшие ему несметные богатства давно прибрал к рукам. Попытки восстановить справедливость успехом не увенчались, поскольку необходимых документов не нашлось. Войцех был объявлен самозванцем, и единственным подтверждением его знатного происхождения осталось драгоценное кольцо с гербом графов Красинских. Перешедшее затем к Матильде.

Сама Матильда родилась в Лигове - пригороде Петербурга, в семье обрусевших поляков-артистов. Отец - Феликс Кшесинский, танцевал на сцене Мариинского театра и был признан непревзойденным исполнителем мазурки (за это мастерство и был некогда выписан из Варшавы императором Николаем I). Мать будущей примы, Юлия Доминская, также танцевала на сцене. Матильда, которую родные звали ее Малечкой, была младшим ребенком в семье. С восьми лет девочка была определена в балетное училище, затем обучалась в Императорском училище театрального искусства, где под руководством самых лучших русских и европейских педагогов успешно занималась вместе со старшей сестрой Юлией и братом Иосифом.

Интриги и страсти закулисья

События и интриги, связанные с именем Кшесинской в Мариинском театре, будоражили все светское общество Петербурга. Покровительствуемая августейшими особами царского двора, она была в труппе на особом положении. В театральном мире ее боялись, ей завидовали, ее ненавидели. Матильда могла лишить ролей неугодных ей артистов и, наоборот, дать возможность танцевать тем, кто ей был симпатичен. Для себя выбирала только те партии, которые хотела. Под нее специально ставили спектакли, в которых ей вынуждены были ассистировать танцовщицы и танцовщики гораздо более высокого уровня. На гастроли она выезжала в отдельном вагоне. Перечить этой даме не смел никто.


Фото: Global Look Press

Еще бы, если сам российский Император всячески покровительствовал своей бывшей возлюбленной, поддерживая во всех ее закулисных интригах. К примеру: только благодаря этому Кшесинская сумела получить право на персональный бенефис в честь десятилетия ее службы в Императорском театре - в отличие от других артистов, удостаивавшихся такой чести (по давнишней традиции) не раньше, чем через 20 лет.

Более того! Обычно бенефецианту от Министерства двора вручалась в виде так называемого «царского подарка» вещица из золота или серебра: кулон, перстень, мужчинам - портсигар. Однако Матильда не пожелала, чтобы дар для нее был схож с другими - «шаблонными», а потому ей была преподнесена восхитительно изящная брошь, представляющая собой бриллиантовую змейку, обернувшуюся вокруг большого сапфира. Вдобавок великий князь Сергей Михайлович во всеуслышание сообщил, что этот подарок специально для балерины выбирали лично государь и императрица, а Николай подчеркнул, что змея является символом мудрости.

Первый же сезон принес Кшесинской участие в 22 балетах и 21 опере. Как отмечали театральные критики того времени, Матильда, не обладая филигранным талантом балерины, достигла совершенства в балетной технике. Например, именно она впервые в русском балете исполнила 32 фуэте подряд, переняв прием у итальянских танцовщиц.

Однако отнюдь не эта заслуга возвела ее в ранг примы-балерины императорских театров всего четыре года спустя после зачисления в труппу. С такого рода незаслуженным возвышением юной танцовщицы был категорически не согласен Мариус Петипа - главный балетмейстер Мариинки, но его мнение проигнорировали.


Фото: Global Look Press

Другой конфликт возник с директором Императорских театров князем Сергеем Волконским, выразившим недовольство нарушением Кшесинской театральной этики. Суть в том, что влиятельная фаворитка венценосных особ предпочитала щеголять на сцене в украшениях, подаренными ее покровителями, и даже в образе нищенки могла выйти на сцену в жемчужном ожерелье и бриллиантовых серьгах, в ультрамодном платье, сверкающем сапфирами. За что однажды князь наложил на танцовщицу штраф, повелев ей играть в театральном костюме.

Штраф, впрочем, скоро был отменен, а всемогущий, уважаемый театральным сообществом князь Волконский подал в отставку и покинул пост. Сменивший его на должности Владимир Теляковский - последний директор Императорских театров, - в конфликты с Кшесинской предпочитал не вступать.

В 1904 году Кшесинская расторгла договор о постоянной работе в Мариинском театре и перешла на контрактные отношения - стала участвовать только в отдельных спектаклях, получая за каждый сумасшедшие гонорары - 500, а впоследствии и 750 рублей.

Любовница великих князей

Матильда была миниатюрна, рост - 153 сантиметра, фигурка точеная. Гибкая, живая, подвижная, обворожительно-кокетливая, с лучезарной улыбкой и чарующими манерами, нрава веселого, жизнерадостного. А вместе с тем, волевая, целеустремленно идущая к своей цели, умеющая манипулировать людьми. Был в ней какой-то особый манок, соблазняющий даже венценосных особ.


Великий князь Сергей Михайлович

Роман Кшесинской с великим князем Сергеем Михайловичем из династии Романовых (старше ее на 13 лет) начался вскоре после расставания балерины с Николаем II. Поговаривали, что именно император намекнул родственнику, давно влюбленному в балет вообще и в Матильду в частности, «приглядеть за Малечкой». В итоге эта любовная связь продолжилась два десятилетия. Сергей Михайлович - внук императора Николая I, генерал от артиллерии по Гвардейскому корпусу, генерал-инспектор артиллерии, - так и не женился, а свою ветреную возлюбленную боготворил всю жизнь. Настолько, что даже закрывал глаза на ее романы.

Одним из высочайших ухажеров Матильды был годящийся ей по годам в отцы великий князь Владимир Александрович Романов - дядя Николая II. Соперником которого вскоре оказался его родной сын - великий князь Андрей Владимирович, внук Александра II, двоюродный брат Николая II, генерал-майор Свиты Его Императорского величества. По возрасту он был младше Матильды на семь лет. «Это был не пустой флирт», - вспоминала балерина, называя вспыхнувшее у обоих после первой встречи чувство «сильным взаимным влечением», возникшем 13 февраля 1900 года, после первого бенефиса танцовщицы в Мариинском театре - на торжественном банкете «по случаю», организованном в ее особняке на деньги Сергея Михайловича, возглавляющего застолье.

Началось с конфуза. Сидящий рядом с примой 22-летний застенчивый красавец - князь Андрей - неловко опрокинул бокал с красным вином на ее платье. «В мое сердце сразу закралось чувство, которого я давно не испытывала», - описывала свои ощущения Кшесинская, дополняя, что увидела в этом некий добрый знак. В дальнейшем балерина ухитрялась сохранять близкие отношения с обоими великими князьями одновременно.


Князь Андрей Владимирович

Рождение сына

Во время совместной поездки по Европе с князем Андреем, Малечка забеременела. В 1902 году, 18 июня, в Стрельне, родила сына. Первоначально хотела дать ребенку имя Николай - в честь первого возлюбленного, но все-таки посчитала это не этичным, и назвала мальчика Владимиром - по имени своего прежнего воздыхателя и отца нынешнего любовника Андрея. Восстановившись после тяжелых родов, имела напряженный разговор с князем Сергеем Михайловичем, точно знавшим, что не он является отцом новорожденного. «Он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил и, несмотря на все, решился остаться при мне и ограждать меня, как добрый друг», - рассказывала Матильда, признаваясь, что «так обожала Андрея», что не ощущала вины.


Матильда Кшесинская с сыном Владимиром

По Высочайшему указу Государя Вова (так мальчика называли дома) получил отчество «Сергеевич», фамилию Красинский, а также потомственное дворянство.

Состояние

Состоятельные любовники обеспечивали танцовщице жизнь баснословно богатую. Злопыхатели подшучивали, мол, шкатулка Кшесинской наполнена большинством уникальных изделий Карла Фаберже, носящего звание «ювелира Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа». А балерина и впрямь была одной из самых состоятельных женщин Российской Империи. Ее личные драгоценности, из которых могла бы получиться внушительная музейная экспозиция, оценивались в два миллиона рублей (!). А по тогдашним ценам автомобиль представительского класса стоил в рублях две с половиной тысячи.

Но не только драгоценностями владела влиятельная балерина. Достаточно упомянуть построенный ею для себя в Петербурге роскошный дворец в архитектурном стиле времен Людовика XVI в сочетании с русским ампиром. Проектировал особняк самый модный архитектор фон Гоген, меблировал крупнейший фабрикант Мельцер, все предметы интерьера, вплоть до мелочей, были заказаны в самых дорогих парижских салонах.

А буквально перед началом войны Кшесинская закрутила новый роман. Многолетняя связь с двумя великими князьями не помешала 44-летней балерине вступить в связь с партнером по сцене - артистом Петром Владимировым, который был младше своей возлюбленной на 21 год. Такого позора князь Андрей стерпеть не мог. На парижских гастролях танцор был вызван им на дуэль, где получил ранение в нос, над которым потом долго колдовали французские хирурги.

Невзирая на такие страсти, ни один, ни другой великий князь обиды на свою взбалмошную любовницу не затаили, а, наоборот, продолжали ее холить, лелеять и опекать. Даже в трагические для страны времена. После Февральского переворота Сергей Михайлович предложил Матильде вступить в официальный брак, но получил отказ. Как поясняла балерина, «из-за Андрея».

После революции

Революция 1917 года лишила Кшесинскую всего имущества - драгоценностей, особняка, загородного поместья, даже гардероба. Поскитавшись вместе с сыном по квартирам знакомых, она попыталась отсудить у большевиков свою собственность и выселить из дома расположившихся там матросов. Попытка была обречена на провал, и осознав это, Матильда направилась подальше от большевистской власти - в Кисловодск, где в то время уже находился Андрей Владимирович с матерью и братом. Прежде, чем добралась, долго мыкалась по Югу России и едва не потеряла сына, заболевшего «испанкой».

А князь Сергей Михайлович остался в Петербурге. Не уехал вместе со своей обожаемой Матильдой только по одной причине – пытался уладить дела с ее вкладами, имуществом, недвижимостью. Повествуя о своем настроении того периода, Кшесинская писала: «В душе моей боролись два чувства: радости снова увидеть Андрея и угрызения совести из-за того, что оставляю Сергея в столице, где он находился в постоянной опасности. И тяжело было увозить от него Вову, в котором он души не чаял».

Во время своих мытарств Матильда получила чудом дошедшие до нее письма от Сергея Михайловича, в то время уже погибшего. В 1918 году, на следующий день после расстрела отрекшегося от престола венценосца Николая Второго, великий князь Сергей Михайлович (вместе с другими Романовыми и двумя их приближенными - всего восемь человек) был казнен большевиками в Алапаевске. Когда белогвардейские части обнаружили место трагедии и тела погибших, то в ладони Сергея Михайловича был обнаружен золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской.

Эмиграция

В феврале 1920 года Кшесинская навсегда распрощалась с Россией, отплыв вместе c сыном и князем Андреем на лайнере в Константинополь. Оттуда они перебрались во Францию. Поселились на Лазурном побережье, в Провансе, в городе Кап-д’Ай - на вилле «Алам», которую Андрей Владимирович подарил Матильде накануне революции. Этот подарок стоимостью 180 тысяч франков стал дополнением к дому в Париже - еще ранее подаренному ей Сергеем Михайловичем.

Год спустя, а именно 17 января 1921 года, в Каннах, балерина вступила в морганатический брак, обвенчавшись в русской православной церкви с великим князем Андреем Владимировичем. Несмотря на неодобрение родственников, он официально усыновил своего собственного сына, рожденного Матильдой в период ее сожительства с князем Сергеем Михайловичем.

Матильда была азартна до умопомрачения, все свободное время проводила за игрой в карты и в рулетку. После эмиграции во Францию страсть к игре усилилась. Народ судачил о том, что русская балерина спускает в трубу царские драгоценности. В казино Монте-Карло у нее было прозвище «Мадам-17», поскольку чаще всего Кшесинская делала ставку именно на это трагическое число, почему-то считая его счастливым. Но в какой-то момент везение окончательно изменило танцовщице - она проиграла все оставшееся состояние: и виллу, и дом, и даже бриллианты, оставшиеся после смерти матери князя Андрея - Марии Павловны.


Фото: Global Look Press

Вместе с мужем Матильда Феликсовна вынуждена была перебраться в крохотную двухкомнатную квартирку в небогатом районе Парижа. Вскоре она открыла балетную школу, которая очень быстро стала невероятно востребованной. В знаменитую студию Кшесинской приезжали учиться со всех концов света, и ученицы становились звездами мирового балета. А сама Матильда работала без устали, с утра до вечера занималась со своими подопечными у станка, невзирая на артроз суставов ног.

Ушла из жизни Матильда Кшесинская 6 декабря 1971 года - в возрасте 99 лет, не дожив нескольких месяцев до своего 100-летия. Покоится эта загадочная женщина, одна из самых влиятельных особ конца XIX - начала XX века на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Рядом с ней - муж, великий князь Андрей Владимирович, ушедший из жизни на 15 лет раньше, и сын Владимир, скончавшийся через три года после смерти матери. На памятнике надпись: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Эти ненайденные сокровища баснословной цены так же увлеченно ищут до сих пор, как и Янтарную комнату или библиотеку Ивана Грозного. Речь идет об уникальных драгоценностях знаменитой русской балерины Матильды Кшесинской. Специалисты предварительно оценили наследство Кшесинской в сумму $200 млн. В 1917 году балерина уезжает за границу, а так как убегала из страны она в спешке то с собой увезла только небольшой саквояж с самыми любимыми украшениями. Но они были безделицами, по сравнению с теми драгоценностями, которые ей удалось своевременно спрятать. На новой родине она вела очень скромную жизнь, подрабатывая частными уроками. До сих пор ни одна драгоценность, принадлежащая Матильде Кшесинской, не появилась ни у коллекционеров, ни на мировых аукционах. А это дает надежду, что находка еще впереди.

В настоящее время в Петербурге несколько раз в месяц появляется информация о нахождении очередного клада. Так, недавно, были найдены монеты, относящиеся к времени правления Екатерины II. Монеты находились в дорогом портсигаре, украшенном изумрудами.

В годы революции многие богатые люди покидали страну с надеждой скоро вернуться в родные пенаты, поэтому и прятали все ценности так, чтобы, по возвращении, достать их из укрытия.

Матильда Кшесинская владела огромным состоянием. И хотя она была достаточно близка к первым лицам российского государства, существует легенда о настоящем источнике ее благосостояния. Историки считают, что именно из-за этой хрупкой женщины, Россия проиграла Первую мировую войну. Говорят, что Матильда Кшесинская лоббировала интересы оружейных фирм Франции в российском правительстве и, получала, естественно, огромные комиссионные за это. А французские поставщики (и правительство Франции) оставили Россию без тяжелой артиллерии, что привело к поражению России от оснащенной и готовой к войне Германии. Также, считается, что на совести Кшесинской и закупка некачественной военной техники накануне войны. Как же балерине, хоть и знаменитой, удалось это?

Во все времена балет считался очень дорогим и затратным видом искусства. В дореволюционное время в России было только две балетные группы: в московском Большом театре и в Мариинском в Петербурге. Артистки балета считались не только самыми привлекательными женщинами, но хорошо образованными. Молодая, талантливая, умная балерина Кшесинская сразу обратила на себя внимание императорского семейства. На одном из спектаклей, Матильда была представлена наследнику российской империи – цесаревичу Николаю. Родные наследника трона считали, что это знакомство «растормошит» цесаревича и он более спокойно отнесется к навязанному ему родней браку. Их отношения продлились два года – до самой женитьбы цесаревича. Вскоре после расставания с Николаем, Кшесинская родила сына. Но балерина не осталась без внимания императорской семьи – Матильде покровительствует кузен цесаревича – Сергей Михайлович. Он официально признает отцовство ребенка Матильды.

Балерина не скрывает свое богатство от петербургского бомонда. Как и то, что является самой любимой клиенткой знаменитого ювелира императорского двора – Карла Фаберже. Ее украшениям завидовала вся столица. Цесаревич подарил Матильде роскошное сапфировое ожерелье, а Сергей Михайлович коробку, выполненную из ценного сорта дерева, до верху наполненную желтыми бриллиантами разных размеров. Из этих бриллиантов Фаберже сделал для Кшесинской уникальную брошь, которую балерина часто носила и очень любила. Балерина даже на выступления надевала свои драгоценности, а на гастролях за хранение и своевременную доставку необходимых драгоценностей артистке, отвечал специальный агент ювелирного дома Фаберже. Потрясенные ее талантом, поклонники дарили балерине дома, особняки и, даже, дворцы.

Конечно, Кшесинская задумывалась о том, как сохранить свое богатство. Друзья рассказывали о том, что балерина часто упаковывала, полученные от поклонников многочисленные антикварные вещи.

Но согласно записям, в дневнике балерины, ее самой любимой драгоценностью были не многочисленные украшения из бриллиантов и сапфиров, а выкупленный за огромные деньги у Николая Гумилева древний золотой гребень, привезенный им из археологической экспедиции. Гумилев нашел эту вещь в гробнице на острове в Белом море. В гробнице находился женский скелет 2,5 метрового роста. На ней было всего одно украшение – этот гребень, изумительной красоты и удивительной работы. На гребне изображена девушка, смотрящая на двух плывущих к ней дельфинов. Никто из исследователей не смог сказать к какой цивилизации принадлежала золотая находка.

Матильда Кшесинская утверждала, что приобретение этого гребня стало началом неожиданных мистических перемен в ее жизни. Так, если гребень был на ней, все ее планы всегда сбывались. Анализ золота, из которого сделан гребень, показал большую пластичность гребня. И еще, проба золота гребня оказалась 1000! Как известно, такой пробы не существует на нашей планете!

Есть предположение, что этот гребень появится в 2017 году, т.е. ровно через сто лет после его утраты.

Кроме дома в столице, Кшесинской принадлежала дача, с прилегающим большим парком (сегодня там находится объект, принадлежащий администрации Президента). В связи с этим, поиск сокровищ Кшесинской, возможно, спрятанных на бывшей даче балерины или территории сада, исключен. Предполагается, что все сокровища балерины упрятаны в 20 больших ящиках. Для хранения такого количества драгоценностей требовался тайник достаточно большого размера.

Есть сведения, что о дате переворота Кшесинская узнала на два дня раньше, чем сам император. Балерина сразу пошла к Фаберже, с собранным сундучком самых дорогих украшений, чтобы ювелир помог их сохранить. Остальное ценное имущество балерина также сумела своевременно спрятать. Однако большевикам удалось изъять некоторые уникальные сокровища Матильды Кшесинской: цветы из драгоценных камней, находящиеся в вазах, выполненных их горного хрусталя; елочку из золота, украшенную льдинками из бриллиантов. Помогла большевикам в этом служанка балерины, которая и указала солдатам место нахождения небольших тайников хозяйки. Особняк Кшесинской занял Ульянов (Ленин). Балерина пыталась через суд вернуть себе дом и, хотя она выиграла суд, особняк ей никто не вернул. Пожалуй, Кшесинская не зря так «билась» за особняк. Возможно именно там и находился тайник, либо с ним связана какая-то нераскрытая до сих пор тайна. Последней каплей было то, что она увидела соратницу Ленина – Колонтай, одетую в шубу, которую подарил Матильде ее венценосный поклонник. Кшесинская поняла, что ей нужно срочно покидать Россию. Единственная ценность, оставшаяся у нее на руках – запонки, сделанные Фаберже, ушли на оплату капитану корабля, на котором балерина бежала из революционной страны вместе с сыном.

Перевезти драгоценности балерины через границу пытался брат балерины – Иосиф. Но английский посол отказал ему в этой просьбе. Сергей Михайлович также старался помочь балерине с сокрытием ее сокровищ, из-за этого он поплатился собственной жизнью. У него была возможность своевременно покинуть Россию, но он остался улаживать финансовые и имущественные дела своей возлюбленной. Кшесинская была потрясена, поступившими к ней, известиями о расстреле Сергея Михайловича и смерти императора. Есть сведения, что для спасения Николая Второго, Кшесинская вышла за него замуж (предварительно, в церкви был расторгнут существующий брак императора). Трудно сказать, какие цели преследовало это действие, но в Царском Селе провели религиозный обряд бракосочетания Матильды Кшесинской и Николая II. Возможно, из-за этого, даже само упоминание о Кшесинской в советское время оказалось под строгим запретом.

За столько лет, прошедших со времени всех этих событий, ни одна вещь из коллекций Матильды Кшесинской не «всплыла» хоть где-то. Поэтому с уверенностью можно сказать, что клад балерины до сих пор не найден.

В одном из писем, полученном Кшесинской от Сергея Михайловича, уже после его смерти (письма шли медленно), было написано, что «дела улажены». А это значит, что все сокровища были спрятаны. Учитывая то, что Сергей Михайлович был умелым инженером, на счету которого много построенных военных сооружений, спрятал драгоценности он умело.

Кшесинская никогда не пыталась найти свой клад. Жила достаточно скромно, организовав собственную школу молодых балерин. Несмотря на небольшой доход, часто по вечерам посещала казино, где она делала ставку исключительно на цифру семнадцать. Она намекала своему окружению, что настанет время и она вернется в Россию, и вот тогда заживет в богатстве.