Стрит арт banksy. Кто такой, черт возьми, этот Бэнкси? Banksy in New-York City - более корректный перевод готовится

Вокруг личности этого таинственного художника ведется много споров. Никому до сих пор не удалось раскрыть его личность. Одни утверждают, что его настоящее имя Робин Каннингем. Другие же считают, что это музыкант из группы Massive Attack – Роберт Дель Ная. Подтверждением обеих теорий служат мнения ученых Лондонского Университета Королевы Марии, а также интервью известного диджея Goldie, который допустил случайно оговорку, тем самым раскрыв личность художника. Так ли это на самом деле или нет, до сих пор неизвестно. Да и что может изменить имя автора, если его работы уже успели стать бессмертными? Banksy – кто он? Вандал или гениальный художник?

Личность Бэнкси

Личность этого художника так и не была раскрыта. Считается, что он родился в 1974 году. Родом из Англии, город Бристоль. Карьеру свою начал с конца 1990-х годов. Первые граффити известного художника Бэнкси датируются именно этими годами. На заре его карьеры, он был обычным райтером, но затем его работы становились всё более масштабнее. Что, собственно, и повлияло на сложности скрытия от полиции. Истории известно много случаев попыток разоблачение личности Бэнкси, но все они заканчивались полным провалом. Его точная личность неизвестна до сих пор.

Творческий путь

По слухам, граффити-художник Banksy начал свою карьеру в конце 1990-х годов. Тогда он вел обычную деятельность райтера и не имел широкой популярности. Чтобы не быть пойманным и скрыться от полиции, Бэнкси начал пользоваться трафаретами, ведь его работы становились более масштабнее. Самый известный уличный художник не сразу определился с собственным стилем. Это можно проследить на примере его работ – первые экземпляры были написаны от руки и имели неаккуратные очертания, как если бы рисунок наносили в спешке (что и является правдой).

Творчество уличного художника Бэнкси ныне было занесено в список защищаемых объектов. Многие работы стрит-арт художника Бэнкси стали достоянием Великобритании. Художник Banksy за все время своего существования успел стать узнаваемым по всему миру, теперь его выставки представляются в различных точках планеты.

Стиль Бэнкси

Творчество уличного художника Бенкси сложно отнести к какому-то определенному стилю. Стиль Бэнкси является классическим воплощением “бунтующей” публики – здесь затрагиваются злободневные темы, на которые люди стараются закрыть глаза. Что касается манеры исполнения, то сложно однозначно сказать, какого именно стиля он придерживается. Изначально творчество Бэнкси выглядело, как классический стрит-арт: с надписями, несущими посыл и несложными рисунками. Позже, стрит-арт художник Бэнкси стал пользоваться трафаретами, что позволяло ему за короткое время наносить более сложные рисунки. Теперь, основным стилем неизвестного граффити-художника является именно трафаретная техника.

Крысы – один из излюбленных персонажей художника. По его мнению они символизируют триумф обездоленных людей.

Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство». И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь.

Известные работы художника

Биография художника Бэнкси полна спорных вопросов, как и его работы. К числу его известнейших произведений можно отнести “Целующихся констеблей”, граффити, нанесенных на стену клиники сексуальных проблем в городе Бристоль, изображение Чарльза Мэнсона, надпись “Единая нация под видеонаблюдением”, “Нет будущего” с изображением маленькой девочки, и многие другие. Аноним никогда не подписывает свои работы, лицо художника до сих пор никто не видел. Личность автора до сих пор не раскрыта, большинство его стрит-арт работ не подписаны, что усложняет процесс идентификации.

«Будущего нет»

Бунтарь с букетом цветов, 2003

«Надежда всегда жива», 2002

«Отверженные», 2016

Работа в честь выхода Великобритании из Евросоюза, 2017

«Всадник», 2018

«Заметите это под ковер», 2006

Работа в честь Кита Харринга

«Криминальное чтиво», 2002

«Мобильные любовники»

«Простое тестирование интеллекта»

Работа о проблеме потебительства в современном мире, 2004

Работа о проблеме расизма во Франции, 2018

«Следуй свей мечте», 2010

«Стив Джобс» (работа о проблеме миграции)

«Я не верю в глобальное потепление»

Девочка с бомбой, 2003

Телефонная будка

Фото его лучших работ легко можно найти в сети. Художник регулярно выставляется во всех галереях мира. Его работы несут тяжелый смысл и вместе с тем какую-то нотку оптимизма. Не задумываясь о негативных сторонах жизни, человек упускает самое главное – желание развиваться. Бэнкси заставляет задуматься о сложностях, вызывает желание бороться с ними.

В 2011 году на eBay был выставлен лот, который содержал в себе клочок бумаги, содержащий якобы настоящее имя Бэнкси. Продавцом был некий пользователь eBay под ником “Jaybuysthings”. В своём лоте он написал, что это наиболее вероятная версия настоящего имени Бэнкси, что оно было сверено с документацией о продажах работ в налоговых записях. На клочке бумаги было написано только имя, которым автор лота обязался больше ни с кем не делиться. Первоначальная стоимость клочка бумаги составляла 3000 долларов США. уже после 38 ставок стоимость Лота возросла до 999 999 долларов США. Тем не менее лот был удален по неизвестной причине, а продажа так и не состоялась.

До сих пор никому не известно, как выглядит Бэнкси. Ходит множество предположений, относительно его личности, но, никто не знает, кто такой Бэнкси на самом деле. Возможно, в будущем тайна его личности будет раскрыта. Однако, все, что остается нам сегодня – это наблюдать за его работами без привязки к настоящему человеку.

Всем привет! Как приятно знать, что столько людей, посещая блог «На Грани», расширяют свой кругозор, изучая разные стороны жизни. Сегодняшняя тема — это искусство. В мире такое разнообразие направлений: музыка, живопись, скульптура, стрит-арт, боди-арт и прочие.

Каждый сможет найти то, что ему по душе. Лично меня вдохновляют художники. Это невероятные люди со своим видением мира, многие не желают понимать их, особенно тех, кто изображает отрицательные стороны жизни, жестокую реальность, предпочитая жить в мире иллюзий.

Стоит ли осуждать таких людей – сложно ответить. Ведь если смотреть на жизнь только через призму пессимизма, то нам не удастся рассмотреть хорошие стороны. Видя лишь оптимистичную сторону, мы не сможем по-настоящему оценить те моменты счастья, которые встречаются, принимая их как само собой разумеющееся.

Бэнкси — загадочный художник

Живите в балансе, тогда удастся насладиться жизнью. Художник, о котором я бы хотел рассказать, славиться своей таинственностью и особым взглядом на мир. Бэнкси работы фото которого, вы можете увидеть здесь, заставят вас задуматься о многом.

Любой художник вкладывает в свое произведение , который он желает донести до зрителя. Не обязательно быть великим ценителем художественного искусства, чтобы понять важность картин Бэнкси.

Каждая из картин задумывается с определенным подтекстом. Большинство даже не подозревают что «обычные» картинки на стене неприметного здания, нарисованные баллончиком, работа знаменитого мастера.

Известные работы Бэнкси и их краткое описание

Вот уже на протяжении 20 лет художник радует своих поклонников появлением своих произведений в самых неожиданных местах. Бэнкси поднял искусство уличного граффити на новый уровень. Большинство его работ направлены на социальную тематику, показывая проблемы, которые мы не желаем замечать. Даже названия говорят сами за себя.

Картина «Мигрантам здесь не рады»


Не является ли это, своего рода, показателям заочного суждения о незнакомых людях, которые вынуждены были покинуть свои дома. Люди порой забывают о человечности в угоду своей предвзятости. Пока нас это не коснется, мы не поймем, какого это. Вот что желает донести до нас Бэнкси.

Или его картина с изображением Стива Джобса, главы корпорации «Apple», который был сирийским мигрантом.

«Нет будущего»


Тоже символическое видение человеческой жизни. Нас поглотила идея, что каждое действие или поступок обязательно должны иметь значение. Люди перестали мыслить духовно, ища выгоду во всем.

Или это послание «Когда кончатся войны?»

Где люди с автоматами окружили уставшего слона. Многие отнесутся к поиску отсвета философски. Мол, людская природа это постоянная борьба за территорию, ископаемые и другие блага. Но, по сути, война разорительна и сейчас гораздо выгоднее договориться, нежели тратить ресурсы на бессмысленное, даже убыточное занятие.

«Лондонская горничная»

Своеобразная карикатура на отношение Европы к остальному миру. Понятие совести нет, потому что если заботиться обо всех нуждающихся, то сам останешься в проигрыше. Картина продержалась около недели пока власти, посчитав ее провокационной, не закрасили стену.


«Пожалуйста, полюби меня»

И хотя любовь считается возвышенным чувством, художник, этой картиной желает показать практическую сторону чувства. Указывая, что не важна внешность, главное это общность взглядов на вещи. Тогда шанс сохранить длительность любви значительно выше, в сравнении с влюбленностью после первой встречи.

«Различия взглядов, разных людей на одни и те же вещи»

Все мы разные и порой эти различия приводят к возникновению конфликта. Так на картине изображены два человека из разных слоев. Один выступает за любовь, другой символично против, потворствуя насилию. Очевидно, агрессия всегда побеждает.

Картина «Хватит героев» — «No more Heroes»


Люди в последние годы так привыкли решать свои проблемы за счет других. Ожидая спасения героями, или даже примеряя на себя эту маску. Какой результат будет после нам не важно. Создается иллюзия, что любой неудачник может стать героем, но это не так. С такими мыслями человечество ожидает крах.

Описывать картины Бэнкси можно долго. Важно понять, что видение этого художника несет в себе взгляд со стороны, который необходим, чтобы каждый из нас остановился и на минуту задумался. Возможно, тогда этот мир можно спасти.

Искусство для всех

Бэнкси творит свои шедевры для души. Одной из его картин написанных на входной двери молодежного клуба в Бристоле «Мобильные любовники», несет благотворительный характер. Она завоевала невероятную популярность, которая спасла клуб от закрытия.

Еще одной из известнейших картин Бэнкси Рабский Труд, написанной специально на 60-летие празднование правления королевы Елизаветы II. Продажа картины принесла художнику более 750 000 евро.


А знаменитый документальный фильм Бэнкси «Выход через сувенирную лавку». Его даже номинировали на премию Оскар в 2011 году, как лучший документальный полнометражный фильм.

Недавнее достижение, организованный Бэнкси парк развлечений, только с неким ироническим акцентом. Своеобразная оборотная сторона знаменитого Диснейлэнда.

Многие знаменитости набивают тату известных картин Бэнкси, отдавая дань уважения художнику, который, не смотря на критику, отстаивает свою точку видения мира.

Главная интрига личности Бэнкси это инкогнито, которое он сохраняет на протяжении стольких лет. Хотя во время росписи стены одного из пабов в Лондоне лицо Бэнкси засветилось на видеокамере. А британские ученые на полном серьезе утверждают, что рассекретили личность художника, им оказался, судя из их расчетов, Робин Геннингем.

Подтверждения от самого художника не поступали. Так что судить правда это или нет, остается зрителям и поклонникам таланта уличного художника.

Улица рождает великих художников

Создавая свой знаменитый фильм Бэнкси работал со множеством талантливых и известных художников стрит-арта. Одним из них был Космический Захватчик, его имя связано с игрой конца 70-х годов, space invader.

Прославился Захватчик, рисуя пиксельные мозаики, но, не просто хаотично изображая их, а продуманно выбирая свой сюжет и места под него. Такой необычный план вторжения.

Но бесспорно классиком поп-арта является Энди Уорхол, чьи работы служили вдохновением для многих начинающих художников.


Он одним из первых начал пользоваться трафаретной печатью. Теперь эта уловка значительно облегчает жизнь уличным художникам, помогая экономить время. Ведь во многих странах стрит-арт является незаконным актом вандализма, например в Англии.

Российский стрит-арт художник Павел 183, дарил нам свое творчество, пока не ушел. Он получил свою известность, после того как английские СМИ сравнили его талант с известным Бэнски. С того времени друзья Паши 183, стали называть Бэнкси, английским Пашей.

Знаменит своим талантом и французский стенописец Тьерри Гетта, его совместные работы с Бэнкси, в документальном фильме, где ему была отведена главная роль, добавили еще больше популярности. Эмигрантом, перебравшимся в город Ангелов и открывшего свой бизнес, он не задумывался тогда, что его покорит искусство стрит-арта.

Хотя его стиль отличается от Бэнкси, он использует готовые изображения фото, привнося в них нечто новое, накладывая свой отпечаток.

Текст — агент Q.

Вконтакте

Когда-то граффити считался вандальской забавой (и огромная часть планетарного населения по-прежнему так считает), нынче – символ победившего уличного искусства. Но одно дело – исписанные закорючистыми никами заборы, и совсем другое – шикарные по красоте своей картины, с бурными сюрреалистическими фантазиями из серии «кислотный приход папаши Льюиса Кэрролла». Даже седовласые мэры, в глубине души ненавидящие «горе-художников», взяли в моду появляться перед камерами в обнимку с ними и выделять стены особенно невзрачных построек типичных городов для их творчества. Правда, пока такие случаи носят единичный характер.

Вот поэтому наш сегодняшний герой для многих является воплощением антигероизма. Безусловно талантливый художник, ставший мегазвездой уличного искусства «вне закона», которого порицает половина родной Англии и которым вдохновляются коллеги со всего мира. Бэнкси крут хотя бы потому, что заставил говорить о себе, выведя уличные художества на новый уровень обсуждений. Пожалуй, со времён одного австрийца, это самый известный провокатор, так или иначе связанный с построением композиций.

Кто это такой?

У меня нет никакого желания показать себя публике. Я просто пытаюсь сделать так, чтобы мои работы выглядели хорошо, но я не пытаюсь выглядеть хорошо сам. К тому же я просто убежден, что правда может оказаться горьким разочарованием для нескольких 15-летних подростков.

«Кто такой Бэнкси?» – вопрос, набивший оскомину, ответ на который мы узнаем ещё нескоро. Настоящее имя провокатора от искусства давно будоражит умы британцев. Информация о настоящем имени Бэнкси даже продавалась на аукционе, и ставка поднялась почти до миллиона, точнее до 999 999 долларов. Но в последний момент лот сняли с торгов. Почему – тоже загадка, наверное, потому, что это как минимум не этично.

Хотя версий существует много. Ученые Лондонского университета королевы Марии утверждают, что знают имя плохиша – Робин Ганнингэм из Бристоля. Примерно то же самое утверждал желтушный таблоид Mail on Sunday ещё в 2008-м. Они якобы нашли фотографию Бэнкси за работой, и в Бристоле (родном городе художника) рассказали, что настоящее имя Бэнкси – Робин Ганнингэм. Вот так просто, вся страна голову ломает, а в Бристоле каждая собака знает. А потом просто пообщались с родными и друзьями. Как всё просто. Собственно, из-за примитивности доказательств никто не верит даже учёным, обвиняя их в дешёвом пиаре. Хотя люди науки клялись Наукой (с Богом у них нелады), что проводили географическое профилирование и сложный статистический анализ, который применяется в криминологии для поимки преступников. Анализ бристольских работ показал, что Бэнкси рисовал граффити рядом с одними и теми же пабом, жилым домом и игровыми площадками; в Лондоне рисунки появлялись вокруг трех повторяющихся адресов. Правда, они не учли, что рисунки появлялись в разное время и что работы могут вполне не принадлежать художнику, он ведь не Никас Сафронов, делает это не ради денег и свои работы не подписывает. Да и, в конце концов, кто станет верить легендарным «британским учёным»? Опять хернёй занимаются, вместо того чтобы лекарство от рака и врожденной предрасположенности к терроризму искать.

Версий много, даже ещё больше, чем в тайне убийства Кеннеди. Одним из самых распространённых мнений является то, что Бэнкси – это не один человек, а группа художников, эдакий художественный вариант Козьмы Пруткова, по другим – бристольский мясник. Наверное, свои картины желчью и кровью рисует.

Вот такая неэтичная нация: готовы на парочке хлипких фактов раздуть сенсацию и оговорить простого человека. Хотя кто знает, может быть, на фотографии таблоида настоящий Бэнкси: старый, похожий на Шона Пенна и уборщика из местной забегаловки одновременно. Ведь мы долгое время представляли себе парней из «Кровостока» несколько иначе. Во всяком случае, лет на 20 моложе.

Самому Бэнкси попытки развенчать тайну очень не нравятся, потому он категорически нервничает через своих адвокатов и агентов, которые, к слову, сами не знают, кто такой Бэнкси – группа людей или просто таинственный анонимус.

Всё, что мы знаем о Бэнкси и не стесняемся рассказать

Все, что известно о предположительном Робине, так это то, что делом своей жизни он начал увлекаться ещё в начале 90-х. Если верить слухам, то в то время он мог вполне стать футболистом, зарабатывать миллионы, не скрывая своего лица. Будучи вратарём Бристольской футбольной команды Eastern Cowboys and Cowgirls, он в 2001-м году отправился в тур по Мексике и сыграл против бойцов Сапатистской армии национального освобождения. Вдохновившись борьбой за свободу группы молодых революционеров, Бэнкси оставил после себя шедевр стрит-арта. Наверное, мать Бэнкси была бы рада такому повороту. Всё же лучше, чем провоцировать общество и скрываться. К тому же, матери, как стороннице консервативных взглядов, было чуждо увлечение сына, и потому несчастный Бэнкси оправдывался, что подрабатывал маляром, ведь графитист не лучше наркомана.

После долгих месяцев труда его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было положено начало неповторимому стилю Бэнкси – монохромным рисункам на остросоциальную тематику. Плюшевые мишки, атакующие стражей порядка, гориллы в розовых масках и тому подобная красота. Как говорил сам маэстро:

Граффити – это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он сыт.

Удивительно, что своим остросоциальным творчеством он зарабатывает очень хорошие деньги. Даже может себе позволить работать с бывшим агентом Шона Пенна. Его работы выставляются на торги за сумму $500000, причем их хищно вырезают вместе со стенами. А пока ты углубился в циничные мысли о том, на что бы ты потратил такие деньги, Бэнкси готовит очередную провокационную картину. В 2008 году работа под названием «Борьба с вредителями», созданная Бэнкси совместно с английским художником Дэмьеном Херстом, была продана на аукционе в Нью-Йорке за 1 миллион 870 тысяч долларов.

Но ничто так не характеризует славу, как поклонники. Если среди них затесалась парочка мелькающих на телеэкране селебрити, то можно считать, что ты успешный художник. В 2006 году Анджелина Джоли потратила в общей сложности более 300 000 долларов на его работы. Коллекция Кристины Агилеры насчитывает три работы Бэнкси, включая картину с изысканным названием «Королева Виктория как лесбиянка», которую певица купила за $38000.

Но деньгами андеграунд-художник делиться умеет, что характеризует его с лучшей стороны. Вряд ли он пытается задобрить не очень доброжелательное общество и поднять свой личный рейтинг. Просто бесконечно оказывает помощь благотворительным организациям, которые исследуют заболевания глаз и помогают восстанавливать зрение слепым людям. Но есть один случай, спровоцированный художником по незнанию, но за него он вполне оправдался. Бэнкси расписал водяную цистерну в Лос-Анджелесе словами: «Это немного похоже на слона». Эта цистерна долгих 7 лет была домом для человека по имени Тачова Ковингтон. Невинная шалость Бэнкси не только привлекла внимание фанатов, но и сподвигла коллекционеров купить цистерну и выселить Ковингтона из арт-объекта. Признав свою ошибку, Бэнкси дал бедолаге достаточно денег для того, чтобы спокойно жить в течение года. В интервью Independent Ковингтон заявил: «Нет лучшего человека, чем Бэнкси… Он был для меня ангелом. Он помог мне больше, чем кто-либо за всю мою жизнь». Кто-то скажет, что ничего благородного в этом поступке нет, ведь человека без дома оставил. Кто-то посетует на то, что, ворочая такими суммами, можно выделить средства на приобретение маленькой хибарки со всеми удобствами. Так-то оно верно, но разве искупление грехов не освобождает от ответственности?

Было в его карьере и добро по неведению, когда он обменял билеты на фестиваль в Гластонбери на право разрисовать фургон. Ясное дело, что со временем фургон, отмеченный самим Бэнкси, принёс его хозяевам баснословные $500000, хотя ему красная цена – не больше тысячи.

Кое-что о личности и ещё чуть-чуть о карьере

Люди либо любят меня, либо ненавидят, либо им на меня плевать.

Бэнкси стоило бы назвать «Маэстро парадокса», ибо это главный его приём, то, за что его работы с самого начала примелькались на лондонских улицах, а затем стали раскупаться за баснословные деньги. Впрочем, вся его жизнь – простой парадокс. Он борется против капитализма, и при этом он – миллионер. Он создал вокруг себя ауру абсолютной таинственности, но выпускает книги, даёт интервью, снимает фильмы и устраивает выставки и массовые акции. Его бренд приносит изрядную прибыль, но он борется против корпораций. Он считается главным преступником художественной тусовки, потому что формально его картины нарушают общественный порядок, но во многих муниципалитетах рисунки Бэнкси охраняются в качестве культурного достояния. Уже были случаи, когда попытки закрасить граффити Бэнкси официально квалифицировались как вандализм.

Впрочем, сам факт того, что простой парень из окраины жутко провинциального и невзрачного Бристоля стал всемирно известен за счёт закрашивания уличной архитектуры, – уже парадокс. За это ведь до сих пор клепают административные штрафы! А если быть уж совсем откровенным, то не все его работы идут на пользу ландшафту. Понятно, что это социальные призывы, борьба против порочности общества, но иногда они бесят коллег по цеху.

Интересная история, связанная с самой известной его работой, той самой, где Траволта с Джексоном в образе любимых героев из «Криминального чтива» изображены с бананами вместо пистолетов. Сначала Лондонские транспортные рабочие закрасили работу Бэнкси, после чего тот вернулся и изобразил актеров с оружием в руках, но на этот раз одетых в костюмы банана. Тогда в роли цензора выступил 19-летний граффитист по имени Озон, пообещавший оставить следующий вариант, если тот окажется лучше предыдущего. Воистину, Геростратов подвиг! Однако оценки народного критика Бэнкси так и не дождался: Озон погиб под поездом. Бэнкси вернулся на то место и нарисовал ангела в бронежилете, держащего череп, и исправил ту самую картину. Вот так вот, невинно убиенный разгильдяй помог сотворить лучшую работу художника. На своём сайте он написал: «Когда мы потеряли Озона, мы потеряли бесстрашного художника граффити и, как выясняется, довольно проницательного арт-критика».

Наверное, немного опрометчиво называть сие творение самой популярной работой художника. Его крысы всё же более знаковые. Если сам Бэнкси является олицетворением арт-андеграунда, то крысы – олицетворением художника. Они обличают звериную, жестокую крысиную натуру социума, являясь мрачным предупреждением. Голодная хитрая крыса шныряет по углам и не щадит ни своих, ни чужих. Один из друзей Бэнкси предположил, что этого зверя художник выбрал неслучайно - слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» (искусство). Но в своей книге художник признался, что, несмотря на красивую задумку, грызун был выбран без причины.

Я рисовал крыс целых три года, а потом кто-то сказал мне: какая это талантливая анаграмма слова «искусство». И мне пришлось притвориться, что я знал об этом всю жизнь.

Нынче он может позволить себе всё и даже больше. Его компания Picture On Walls приносит стабильную прибыль, вызывая зависть у авангардных богемных работников холста и масла. Всё, что должен сделать уважающий себя творец, практически сделано: на благотворительность потрачено, книга автобиографического содержания написана, даже фильм снят, да ещё какой. «Выход через сувенирную лавку» – высокохудожественный фарс, где режиссер предстал во всей красе перед народом с надвинутым на нос капюшоном и с искаженным голосом, автоматом номинировался на «Оскар» и был радушно встречен критиками и зрителями.

А что является главным показателем успешности в западном мире? Две вещи – тебя упомянут в «Симпсонах» и « » и позовут на одно из многочисленных вечерних шоу. С первой задачей Бэнкси справился, и, помимо того, что бесконечное число раз появлялся в «Симпосонах», даже стал автором заставки к третьей серии 22 сезона. Но вот на шоу он вряд ли когда-либо появится, слишком уж таинственная фигура.

Если русский андеграунд стоит за Пашей Техником, то британский – за Бэнкси. И эта мысль незыблема и нерушима. Главный анонимус стал символом эпохи, пожалуй, главным художником эпохи со времён Дали, вызвав революцию в культуре и жанре. Однако, если Дали брал эксцентрикой, то Бэнкси берёт тотальной анонимностью. Странной публичной анонимностью. И сдаётся мне, если бы журналисты хотели развенчать миф и сорвать маску, они бы давно это сделали. Но Бэнкси слишком яркий символ эпохи, яркий своей скрытностью, будоражащий умы одним лишь статусом «инкогнито», и если приоткрыть завесу тайны, то волшебная аура вокруг главного борца за справедливость путём искусства испарится, придётся отвечать за злодеяния. А может у него просто хорошие адвокаты? Как бы то ни было, Бэнкси хорош не только анонимностью, но и абсолютной противоречивостью дела всей его жизни. И пока есть те, кто закрашивает его работы и считает их уродством, бьётся сердце у самой независимой, самой дерзкой и неподкупной нише в изобразительном искусстве – у искусства граффити.

Но есть одна вещь, которая настораживает в образе героя городских стен. Почти в каждом своём высказывании он активно ругает полицию, восславляет своих коллег вандалов. Позиция скорее инфантильная, нежели логичная. Быть против правил, против искусства – скорее напоминает оголтелый нонконформизм. А после приведённого ниже высказывания райтер себя окончательно дискредитирует: а сам-то чего добился своими рисунками? Но это вторично. С Бэнкси нужно брать пример, как с человека, чуть-чуть изменившего мир и доказавшего, что только преданность делу, идее, оригинальности и мастерству вознесут тебя на вершину мира, даже если твоего лица никто не знает. Это, безусловно, продукт, созданный для зарабатывания денег, хотя не отрицаю, что сначала главной идеей был протест. Однако, этот продукт заставил смотреть на мир по-иному.

Только когда будет срублено последнее дерево и когда будет отравлена последняя река, - только тогда человек поймет, что вечное цитирование индейских пословиц делает его похожим на гребаную куклу.

К новостям, начинающимся со слов «Британские ученые...», принято относиться с долей скепсиса, но на этот раз им, кажется, действительно удалось сделать открытие. Специалисты из колледжа Королевы Марии Лондонского университета вычислили Бэнкси — самого популярного уличного художника в мире. В этом им помог метод географического профилирования — системный анализ мест, где граффитист создавал свои работы.

Аналогичный способ используют, в частности, полицейские, охотящиеся за серийными убийцами: метод географического профилирования предполагает, что преступники совершают правонарушения недалеко от своего места жительства. Соответственно, анализ географии преступлений позволяет обнаружить место жительства злоумышленника, а также места, которые он чаще всего посещает.

Для обнаружения Бэнкси ученые привлекли криминологов и бывших детективов из нескольких стран. За основу исследования была принята гипотеза, что Бэнкси — это выпускник публичной школы в Бристоле Робин Каннингем, о котором СМИ писали еще шесть лет назад. В выборку ученых попали 140 работ в Лондоне и Бристоле, принадлежащих уличному художнику. В ходе анализа выяснилось, что места их расположения совпадают с пабами, футбольными полями и домашними адресами, где проживал или часто бывал Каннингем.

опыт может в дальнейшем быть применен для анализа «незначительных преступлений, связанных с терроризмом», каковыми, по их мнению, являются граффити.

Предполагается, что географическое профилирование может способствовать предотвращению и более серьезных преступлений, в том числе и террористической направленности.

Бэнкси начал заниматься граффити в конце 1990-х годов и довольно долгое время действовал как обычный райтер (уличный художник), но со временем его рисунки становились все масштабнее, а уходить от полиции ему становилось все сложнее. Однажды, прячась от полицейских, Бэнкси решил начать пользоваться трафаретами, чтобы экономить время. Так и было дано начало неповторимому стилю Бэнкси — монохромным рисункам (нередко с какой-нибудь яркой деталью или надписью красного цвета) на остросоциальную тематику. Своеобразной визитной карточкой Бэнкси стали изображения крыс. Один из друзей Бэнкси предположил, что

этого зверя художник выбрал неслучайно — слово «rat» (крыса) является анаграммой слова «art» («искусство»).

Правда, в своей книге «Wall and Piece» Бэнкси признался, что этот факт «дошел» до него спустя годы, после того, как он стал изображать грызунов на стенах городов.

Начав свою творческую деятельность в английском городе Бристоль, Бэнкси в последние годы значительно расширил географию и создал уникальные шедевры граффити в Лондоне, Нью-Йорке, Барселоне, Берлине, Тель-Авиве и еще десятках городов мира.

Его работы сейчас настолько популярны, что их вырезают вместе со стенами и продают за сотни тысяч долларов на международных аукционах

(в среднем они оцениваются в сумму свыше $500 тыс.). Однако сам художник монетизацию своего творчества не одобряет, считая, что искусство должно быть достоянием всего общества.

Граффити «Рабский труд» Бэнкси, вырезанное из стены и проданное на частном аукционе

В последнее время Бэнкси не ограничивается граффити и также занимается перформансами и масштабными инсталляциями — в прошлом году художник открыл парк «Дисмаленд» (от английского dismal, что означает «угрюмый», этакий анти-Диснейленд). Кроме того, в 2011 году Бэнкси получил номинацию на премию «Оскар» за лучший документальный фильм «Выход через сувенирную лавку», рассказывающий не столько о Бэнкси, сколько о восхождении художника Тьерри Гетта под псевдонимом Мистер Мозгоправ (Mr. Brainwash). К слову, после выхода этого фильма появилось бесчисленное множество теорий относительно личности Бэнкси: фанаты пытались найти в кино «пасхальные яйца», которые могли бы приоткрыть завесу тайны, а некоторые и вовсе считали, что Тьерри Гетта и есть Бэнкси. До этого ходили слухи, что «в миру» Бэнкси работает мясником, а также что под псевдонимом Бэнкси работает целая группа художников.

«Криминальное чтиво». © Бэнкси

Бэнкси (Banksy) уже давно является самым известным уличным художником в мире - с этим трудно поспорить. Его работы постоянно появляются на улицах и в галереях разных стран, и при этом ему до сих пор удается сохранять анонимность. Тайна личности Бэнкси еще больше подогревает интерес как к самому художнику, так и к его творчеству. В 2008-м году журналистка Клаудиа Джозеф (Claudia Joseph) опубликовала в английской газете The Mail On Sunday под заголовком: «Граффити-художник Бэнкси разоблачен: это - бывший ученик государственной школы из пригорода, в котором живут люди среднего класса». Мы предлагаем вашему вниманию перевод этого интересного и весьма основательного журналистского расследования.

«Метатель цветов». © Бэнкси

Наверное, он является самым известным из ныне живущих художников. Кто-то считает его гением, кто-то - вандалом. Он всегда противоречив, и в равной степени вызывает восхищение и гнев. С тех пор, как Бэнкси прославился своими «партизанскими» рисунками, созданными при помощи трафаретов, в общественных местах: на стенах в Лондоне, Брайтоне, Бристоле и даже на Западном берегу реки Иордан, - его работы продаются за сотни тысяч фунтов. Среди его коллекционеров - десятки звезд: Брэд Питт, Анджелина Джоли и Кристина Агилера.

Он также прославился смелыми выходками, которые попадали в заголовки газет: так, он оставил в калифорнийском Диснейленде надувную куклу, одетую как заключенный Гуантанамо , и повесил в Лувре репродукцию Моны Лизы со «смайлом» вместо лица. Но, пожалуй, самой большой провокацией, которая постоянно будоражит умы общественности, является то, что личность Бэнкси всегда была загадкой, ревностно охраняемым секретом, известным лишь нескольким проверенным друзьям.

Личность Бэнкси обросла мифами. Будто бы его настоящее имя Робин Бэнкс (Robin Banks). Что он раньше якобы был мясником. Что его родители не знают, чем занимается их сын, и думают, что он - очень успешный художник и декоратор. Также существует гипотеза, что Бэнкси - это на самом деле коллектив художников, а человека с таким именем не существует. Личность Бэнкси вызывает такое любопытство, что, когда он выбрасывает коробку из-под пиццы в мусорный бак в Лос-Анджелесе, она появляется на сайте eBay: человек, выставивший ее на аукцион, считает, что на оставшихся в коробке анчоусах могут быть следы ДНК художника.

© Бэнкси

Он - Алый Первоцвет (The Scarlet Pimpernel - герой одноименного романа Эммы Орицы о британском шпионе-аристократе, который действовал на территории Франции в эпоху Террора - прим. ред. ) современного искусства, который так искусно заметает следы, что даже его агент утверждает, что не уверен в том, кто он. Действительно, установить личность неуловимого Бэнкси оказалось так же непросто, как и предсказать место, в котором появится его следующая работа. Но сейчас, после изматывающего расследования, которое длилось год и в ходе которого мы пообщались с десятком друзей, бывших коллег, врагов, соседей и с членами семьи Бэнкси, газета The Mail On Sunday вплотную подошла к разгадке личности Бэнкси. Человек, которого мы считаем Бэнкси, вовсе не хулиган из микрорайона в центе города, а, возможно вполне предсказуемо, бывший ученик государственной школы из пригорода, в котором живут люди среднего класса.

Наши поиски начались с фотографии, которая была сделана на Ямайке: на ней запечатлен улыбающийся человек в синей рубашке и джинсах, у ног которого стоит баллончик с краской. Снимок был сделан четыре года назад (в 2004-м году - прим. ред. ), и считается, что на нем изображен Бэнкси за работой. Когда фотография попала в печать, она оказалась первой трещиной в броне анонимности, которой художник окружил себя с тех пор, как его работы начали привлекать внимание людей из мира искусства. Естественно, Бэнкси заявил, что на фотографии изображен не он. Кстати, Бэнкси и все его окружение постоянно все отрицают.

«Смейтесь, но когда-нибудь мы будем у власти». © Бэнкси

© Бэнкси

Вооружившись этим снимком, мы отправились в Бристоль, который, как давно известно, является родным городом художника, и встретились с человеком, который утверждал, что лично встречался с Бэнкси. Конечно, многие утверждают, что лично встречались с Бэнкси, но когда ты начинаешь задавать вопросы, оказывается, что они «знают кого-то, кто знаком с Бэнкси», и след теряется. Однако этот человек рассказал, что не только был знаком с неуловимым художником, но и открыл нам его имя. История стала захватывающей, так как имя не было обычной вариацией на тему «Бэнкса». Он утверждает, что человека, изображенного на фотографии, раньше звали Робин Ганнингхэм (Robin Gunningham): не нужно богатого воображения, чтобы догадаться, как из этого имени получился псевдоним «Бэнкси» (Ben - сокращенный вариант имени Robin - прим. ред. ).

Из данных, находящихся в открытом доступе, нам удалось почерпнуть кое-что еще. Отец Робина, Питер Гордон Ганнингхэм (Peter Gordon Gunningham, 1942), - пенсионер, бывший руководитель отдела контрактов, живет в районе Уайтхолл в Бристоле. Мать - Памела Энн Доукин-Джоунс (Pamela Ann Dawkin-Jones, 1941) - работала секретарем и никогда не была за пределами бристольского района Клифтон . Сейчас она работает в доме престарелых. Пара поженилась 25 апреля 1970 года в методистской церкви Кингсвуд Уэсли (Kingswood Wesley Methodist Church). 8 февраля 1972 года в Бристольском родильном доме у них родилась дочь Сара. К этому времени Питера повысили, и семья купила свой первый дом - квартиру в двухквартирном доме в Бристоле.

© Бэнкси

Дом, в котором в детстве жил Робин Ганнингхэм

28 июля 1973 года в том же роддоме появился на свет Робин. По свидетельствам соседей, в раннем возрасте мальчик перенес операцию, так как родился с расщепленным нёбом. Когда Робину исполнилось десять, семья переехала в дом побольше на той же улице: именно там прошли школьные годы Робина и началось его увлечение граффити. Сосед, Энтони Хэллетт (Anthony Hallett), помнит, как пара, только поженившись, приехала на эту улицу и прожила на ней до 1998-го года. После этого они развелись. Когда мы показали г-ну Хэллетту фотографию с Ямайки, он сказал, что человек на снимке - Робин Ганнингхэм.

В 1984-м году, в возрасте одиннадцати лет, Робин носил черный пиджак, серые брюки и галстук в полоску и ходил в известную Бристольскую кафедральную школу (Bristol Cathedral School), обучение в которой сейчас стоит 9 240 фунтов в год, а среди бывших учеников - модель Софи Эндертон (Sophie Anderton). Трудно представить себе Бэнкси, который всегда выступает против власти, учеником государственной школы, бродящим по зданию бывшего монастыря XVII века, с его внутренним двором, галереями и богослужениями в древнем соборе. Тем не менее, когда мы нашли школьную фотографию 1989-го года, оказалось, что Робин Ганнингхэм заметно похож на человека, изображенного на снимке с Ямайки. К тому же люди, которые учились вместе с Робином, вспоминают, что он был очень одаренным художником. Скотт Нёрс (Scott Nurse) - страховой агент, учившийся в одном классе с Робином, сказал: «Он был одним из трех ребят в нашей параллели, невероятно одаренных в плане искусства. Он рисовал много иллюстраций. Я совсем не удивлюсь, если он и есть Бэнкси. Еще он был в команде по регби и, кажется, играл в хоккей».

Робин Ганнингхэм в школе, 1989 г.

Бристольский кафедральный собор и кафедральная школа

В одном из своих редких интервью, которые Бэнкси всегда дает анонимно, художник признался, что увлекся граффити еще в школе. В 1983-м году нью-йоркская хип-хоп группа Rock Steady Crew побывала в Европе с турне: они выступали на ежегодном британском гала-концерте Royal Variety Performance вместе с граффити-райтерами. Их выступление оказало неизгладимое впечатление на из будущей группы Massive Attack и на Ника Уокера (Nick Walker), который сейчас является широко известным художником и дизайнером, создавшим декорации для фильмов «С широко закрытыми глазами» (Eyes Wide Shut - последний фильм Стэнли Кубрика, 1999 г. - прим. ред. ) и «Судья Дредд» (Judge Dredd - фантастический боевик режиссера Дэнни Кэннона, снятый в 1995-м году - прим. ред. ).

Говорят, что увлечение Бэнкси искусством испортило отношения с семьей. Вот, что рассказал бывший сосед, г-н Хэллетт: «Их семья всегда была очень приятной. Я не уверен, но, мне кажется, что Робин был граффити-художником. Он работал на других и месяцами не появлялся дома. Он вел бродячий образ жизни. Я не буду утверждать, что он сошел с рельсов, но отношения с семьей у него испортились. Скорее всего, это случилось из-за того, что он не оправдал их ожиданий. После того, как он ушел из дома, он просто исчез».

© Бэнкси

В 1985-м году в бристольской Arnolfini Gallery прошла выставка под названием «Граффити-искусство в Британии» (Graffiti Art In Britain): во время мероприятия райтеры рисовали прямо на стенах галереи и выступала хип-хоп группа The Wild Bunch, которая позднее стала известна как Massive Attack . В интервью, которое Бэнкси дал в 2006-м году журналу о поп-культуре Swindle , художник сказал: «Я - родом из небольшого городка на юге Англии. Когда мне было лет десять, парень по кличке постоянно рисовал на улице. Думаю, он побывал в Нью-Йорке и привез оттуда граффити. Я вырос, глядя на граффити на улицах Бристоля за долго до того, как увидел граффити в журналах или на компьютере. 3D бросил рисовать и создал группу Massive Attack: для него это, наверное, было хорошо, а вот для города это была потеря. В школе мы все обожали граффити. Мы рисовали в автобусе по дороге домой. Буквально все занимались граффити».

© Бэнкси

© Бэнкси

В шестнадцать лет Робин Ганнингхэм, сдав выпускные экзамены и получив аттестат, занялся уличным искусством. На следующий год в рамках операции «Андерсон» полицейские, работавшие под прикрытием, арестовали семьдесят два уличных художника по всей Британии и предъявили им обвинения в нанесении ущерба. В числе арестованных был Том Бингл (Tom Bingle), также известный как Инки (Inkie), - граффити-художник, который считается соратником Бэнкси и сейчас является главой дизайнерского отделения в компании Sega, занимающейся производством компьютерных игр. Бингла судили, но в итоге оправдали. Робина Ганнингхэма не арестовывали. Нет в записях и упоминаний о Бэнкси. Сам художник признался, что стал экспертом в деле уклонения от встреч с полицией.

© Бэнкси

В своей книге «Стена и кусок» (Wall And Piece) Бэнкси пишет: «Когда мне было восемнадцать, как-то ночью я пытался написать большими серебряными буквами на боку поезда: «Снова опоздали». Появилась транспортная полиция, и я разорвал в клочья всю одежду, убегая через колючие кусты. Мои товарищи добрались до машины и уехали, а я провел больше часа, лежа под самосвалом, из которого на меня лилось масло. Пока я там лежал и прислушивался к полицейским, то понял, что нужно сократить время рисования наполовину или завязывать. Я смотрел на надпись на дне топливного бака, нанесенную при помощи трафарета, и понял, что могу просто скопировать этот стиль и сделать буквы метр высотой. В конце концов я добрался до дома и забрался в постель. Я сказал своей девушке, что у меня было прозрение, а она сказала мне прекратить употреблять наркотики, потому что это "вредно для сердца".»

Книга Бэнкси Wall And Piece

По мере того, как продвигалось расследование, наши расспросы раз за разом выявляли факты, которые совпадали с тем, что уже было известно о Бэнкси. В 1998-м году Робин Ганнингхэм жил в Бристоле, в районе Истон, вместе с Люком Иганом (Luke Egan), который выставлял свои работы вместе с Бэнкси в Santa"s Ghetto - художественном магазине, который открылся в лондонском Вест-Энде в 2001-м год, под Рождество. Несмотря на это, когда мы обратились к Игану, он сначала отрицал, что снимал квартиру вместе с Бэнкси или с Робином Ганнингхэмом. При этом было известно, что он участвовал в выставке с Бэнкси, а в избирательном списке было написано, что он жил вместе с Робином Ганнингхэмом. В результате Иган сказал: «Я снимал квартиру вместе с парнем, которого звали Робин Ганнингхэм. Но...» - «Вы хотите сказать, что он не был Бэнкси?» - «Тогда не был. Я жил с ним очень давно. В любом случае, не думаю, что Бэнкси тогда вообще существовал.»

Считается, что Иган и Ганнингхэм выехали из квартиры, когда владелец решил продать дом. Камилла Стэйси (Camilla Stacey), куратор бристольской Here Gallery, купившая дом в 2000-м году, утверждает, что Бэнкси и Робин Ганнингхэм - это один и тот же человек. Она знает, что в этом доме жил Бэнкси, потому что там остались его работы, при этом к ней приходили письма, адресованные Робину Ганнингхэму. «Я купила дом, в котором раньше жил Бэнкси, - рассказывает она. - Он снимал комнату, но, мне кажется, были какие-то неприятности с другими жильцами, и владелец решил продать его. Когда я въехала в дом, все было исписано граффити и вроде того. Я все выбросила. В то время Бэнкси был просто очередным парнем, рисующим на улицах Бристоля. Еще один художник, занимающийся граффити в Бристоле. Иногда, когда я думаю об этом, не могу заснуть». Действительно, кто бы не пожалел о том, что выбросил работы, которые сегодня, скорее всего, стоили бы десятки тысяч?

Работа, созданная на Walls On Fire в Бристоле, 1998 г.

В 1998-м году Бэнкси и Инки вместе с другими художниками организовали проект Walls On Fire: они расписали ограждение длиной 365 метров в бристольсокм порту. В неофициальной биографии Бэнкси под названием «Бристоль Бэнкси: родимый дом» (Banksy"s Bristol: Home Sweet Home), которую написал местный писатель Стив Райтс (Steve Wright), приведены слова Инки: «Я помогал Бэнкси в организации мероприятия, но потом отошел в тень и напился, если я ничего не путаю».

«Мягкий, мягкий Запад». © Бэнкси

В 1999-м году Бэнкси нарисовал в Бристоле, на улице Стоукс Крофт в Истоне, на стене напротив магазина Subway Records, работу под названием «Мягкий, мягкий Запад» (Mild Mild West - очевидно, обыгрывается устойчивое словосочетание Wild Wild West - "дикий, дикий Запад" - прим. ред. ), на которой изображен плюшевый мишка с «коктейлем Молотова» в руке. Джим Пэйн (Jim Paine), основатель Subway Records, держал лестницу. «Я познакомился с Бэнкси за некоторое время до этого, в середине - конце 1990-х - он тогда снимал комнату в Истоне, через пару улиц от меня», - рассказывает он в книге Райтса.

«Целое государство под видеонаблюдением». © Бэнкси

«Покупай, пока не свалишься». © Бэнкси

Прожив некоторое время в Лондоне, в феврале 2000-го года Бэнкси вернулся в Бристоль, на свою первую выставку. Она проходила в ресторане Severnshed - бывшем эллинге, который спроектировал Брюнель (Isambard Kingdom Brunel - известный британский инженер, живший в XIX веке, одна из крупных фигур в истории Промышленной революции - прим. ред. ). Все работы продались в день открытия выставки. «Он впервые в жизни создавал работы на холстах, - рассказал нам на прошлой неделе куратор Роберт Бирс (Robert Birse). - Он понятия не имел, как натянуть холст или подготовить работу к выставке, но он четко знал, что он хочет сделать. Я даже не знаю его имени. У него - набор псевдонимов, которыми он пользуется с людьми, с которыми он работает, но тогда он допускал к работе только своих старых товарищей. Я думаю, что заплатил ему наличными [за проданные на выставке работы]. Я мог выписать чек без имени или заплатить наличными».

В начале 2000-х Бэнкси переехал в Лондон - и снова это совпадает со временем переезда Робина Ганнингхэма. Робин жил в восточной части Лондона, в Хакни (Hackney), на Кингслэнд-роуд. Он снимал квартиру вместе с Джейми Истменом (Jamie Eastman), который работал в бристольской звукозаписывающей компании Hombre. Бэнкси нарисовал несколько обложек для альбомов, выпущенных этой компанией.

Обложка 1998 г. © Бэнкси

Обложка 2000 г. © Бэнкси

В 2001-м году у Бэнкси состоялась первая неофициальная выставка в Лондоне, во время которой он нарисовал аэрозолем двенадцать работ на отмытых стенах туннеля на улице Ривингтон в районе Шордич в Хакни (Rivington, Shoreditch). Однако всемирную известность ему принесла выставка Turf War (англ. "война за территорию", "борьба за власть") , которая состоялась в июле 2003-го года в складском помещении, расположенном буквально в метрах от квартиры, которую снимал Робин Ганнингхэм. На выставке экспонировались живые свиньи и коровы, на одной которых было изображено множество голов Энди Уорхолла . Английская королева была изображена в виде обезьяны. Защитница прав животных в знак протеста приковала себя к ограждению, однако Королевское общество по борьбе с жестоким обращением с животными разрешило провести выставку. В том же году Бэнкси, притворившись пенсионером, пришел в галерею Тейт Модерн картина Эдуарда Мане «Пародия на картину Э. Мане «Завтрак на траве». © Бэнкси

Мать Робина, Памела, живет в аккуратном одноэтажном доме в деревне рядом с Бристолем. Объяснив, что мы журналисты, мы спросили, есть ли у нее сын по имени Робин. Она отреагировала очень странно. Мы показали ей фотографию с Ямайки. Было видно, что она ошарашена, при этом она сказала, что не узнает человека с фотографии, который кстати на нее очень похож. Мы спросили, может ли она помочь нам с ним связаться. Она ответила: «Боюсь, я не знаю, как с ним связаться». Значит у нее все-таки есть сын по имени Робин? «Нет, нету. У меня вообще нет сына». Мы спросили, есть ли у нее дети. «Да, есть дочь». Но сына, который ходил в Бристольскую кафедральную школу, у нее нет? «Нет». Она стала отрицать, что она - Памела Ганнингхэм, настаивая, что в избирательных списках произошла ошибка.

Работы, созданные для альбома Think Tank группы Blur. © Бэнкси

«Девочка-космонавт и птичка»

Разговор с Питером Ганнингхэмом, который сейчас живет в пригороде Кингсдауна в Бристоле, нас также очень озадачил. Мы показали фотографию Бэнкси / Робина Ганнингхэма. Г-н Ганнингхэм сказал, что не узнает человека на снимке. Мы сказали, что думаем, что его сын - это Бэнкси. Он ответил: «Нет. Боюсь, я действительно не могу вам ничем помочь». Г-н Ганнингхэи продолжал вежливо отрицать, что его сын - Бэнкси, при этом он казался не очень серьезным. Он отказался что-либо говорить о Робине. Все это было очень странно. Если бы они никогда не слышали про Бэнкси или про Робина Ганнингхэма, они бы были в недоумении. Но здесь что-то было не так. Тогда мы связались с человеком, отвечающим за связи Бэнкси с общественностью, и он в лучших традициях Бэнкси не подтвердил, но и не опроверг нашу историю и пообещал с нами связаться. Когда материал ушел в печать, мы все еще ждали его ответа.

Бэнкси как-то сказал журналу Swindle : «Мне неинтересно раскрывать свою личность. Мне кажется, и так уже достаточно самонадеянных придурков, которые пытаются загородить тебя своими уродливыми лицами». Учитывая, что Бэнкси удачно заметает следы уже очень давно, конечно, возможно, что след, по которому мы шли, был ложным, что это был хорошо продуманный обман. Но если это так, то это - самая продуманная схема ухищрений, которую когда-либо выдумывали. И если это так, что где же тогда Робин Ганнингхэм?