Ось и союзники настольная игра. Axis&Allies правила игры. Распределение Стран по Цветам

В Empires and Allies вам предстоит грандиозная задача — построить огромную военную империю, способную на корню устранить терроризм и объединить весь мир под своим началом! Стройте свою базу и наполняйте её заводами, тренировочными центрами, добывающими предприятиями и научными лабораториями — это позволит вам обрести огромную армию, с помощью которой вы сможете защищаться от атак террористов и атаковать их базы! Управляйте пехотой, БМП, танками, дронами, самолётами и даже наводите удары с орбитальных спутников — никто не сможет устоять перед вашей мощью! Так как Empires and Allies на PC и Mac является многопользовательской игрой, вам постоянно придётся сражаться и заключать союзы с другими игроками — воюйте целыми альянсами и захватывайте контроль над мировой территорией! Вам никогда не будет скучно играть, ведь в игре присутствует огромное количество качественного контента — множество юнитов и строений, огромное число бонусов и штрафов, супероружие и специальные атаки. Помимо прочего, в игре постоянно проводятся различные ивенты, стимулирующие игроков к созданию союзов и сражениям между собой — мир игры постоянно кипит! Сможете ли вы создать свою неприступную крепость и построить империю на её основе? Проверьте в Empires and Allies!

В честь прошедшего 23 февраля предлагаю Вам ознакомиться с моим обзором настольной игры «Axis & Allies 1942» — это одна из последних частей в линейке «Axis & Allies» рассчитанная для «массового» рынка, дешевая и доступная для многих игроков по всему миру.

И так, в настольной игре «Axis & Allies 1942» («Ось и Союзники 1942») СССР, Великобритания и США ведут войну против Японии и фашистской Германии. Война начинается с 1942 года, когда вся планета охвачена пламенем войны: японцы нанесли удар по Перл-Харбору, Европа захвачена и немецкие войска уже осаждают Ленинград, Великобритания сражается за свои колонии в Африке, а США готовят ответный удар по японцам.

Игра рассчитана на двух-пятерых игроков (две команды: Ось и Союзники), время игры, примерно, часа три-четыре (в зависимости от эмоциональности участников процесса), и что примечательно, продолжительность не зависит от количества участников. Еще стоит отметить, тот факт, что союзы фиксированы, и увидеть как СССР вместе с Германией воюют против американо-японского альянса, не получится. Конечно же гораздо интереснее играть полным составом – пять человек, тогда игра полностью раскрывает свой потенциал и погружает игроков в атмосферу того непростого для мира времени.

«Axis & Allies 1942» является упрощенным варгеймом, у игроков в распоряжении есть сухопутные войска (артиллерия, танки, пехота), авиация (истребители и бомбардировщики), а также флот (подводные лодки, авианосцы, транспортники и т.п.). Юниты покупаются за условные единицы ресурсов, которые дают за контроль над территориями. В начале игры количество ресурсов у игроков разное: например, СССР слаба экономически, а Германия наоборот владеет просто колоссальными возможностями для наращивания военной мощи. Также ассиметричны и позиции игроков: СССР будет изо всех сил стараться удержать Москву и не дать захватить Ленинград, постепенно тренируя все новые и новые войска для решающей контратаки; Германия будет уповать на блицкриг и чем дольше затягивается игра, тем сложнее немцам становится удерживать доминирование на континенте; Японцы сойдутся в жарких схватках с американцами на Тихом Океане и будут поглядывать в сторону Китая; Британцы постараются удержать свои позиции в Африке и будут изнурять фашистов дерзкими авиаударами; Американцы кроме битв на тихоокеанском фронте будут планировать и копить силы для высадки в Европе. При таком раскладе тяжелее всего играть за СССР – денег мало, подмога придет не скоро и тут главное продержаться и не дать Германии завоевать столицу плюс необходимо следить за японцами, которые могут сдать острова и высадить свои силы на Камчатке, в надежде ударить с тыла.

Я не буду полностью пересказывать правила, благо они не достаточно сложные, освоить их не составит труда и перевод к ним можно скачать в интернете. Кстати, если до этого играли в «Риск», то разберетесь с «Axis & Allies 1942» очень быстро, игра интуитивно понятна и пересказать правила другим игрокам не проблема, благо никакого текста в игре нет: только куча юнитов и кубики для отыгрыша боев. Выигрывает та команда, которая будет контролировать 9 (обычный вариант) или 12 (продвинутый вариант) городов на карте.

Игра лично мне нравится: она не сложная в освоении, требует стратегического и тактического мышления, щепотку дипломатии (Ялтинская конференция!), немного удачи (бои на кубиках, но благодаря разным характеристикам юнитов, результат не такой обидный, чтобы обвинять игру в том, что три часа игры решилось одним броском) плюс она более-менее компактная, красиво выглядит (солдатиков любят все) и обладает хорошей реиграбельностью.

Я бы порекомендовал её тем, кто хочет попробовать что-нибудь эпическое и стратегическое, но при этом боится увязнуть в тексте карт или множестве нюансов. Попробуйте переписать мировую историю с игрой «Axis & Allies 1942» — всего 25 долларов и 99 центов!)))

В детстве, когда в старом кино я видел работу военных штабов, меня всегда приводили в восторг разложенные на столе карты с расставленными на них фигурками, обозначающие войска. Серьезные генералы передвигали свои боевые единицы, размышляя над стратегией…

Возможность изобразить из себя такого кабинетного генерала времен второй мировой войны есть у тех, кто решил сыграть в «Ось и Союзники» (“Axis and Allies”). Игра появилась еще в 1980-х и с тех пор прочно вошла в зал славы настолок, выдержав около десятка переизданий, эддонов и модификаций.

До недавнего времени я играл лишь в компьютерную версию “Axis and Allies 1942”, и только недавно смог попробовать настолку “Axis and Allies: Europe 1940”.

Результат превзошел самые смелые ожидания…
Опережая события, скажу, что давно не играл ни во что более увлекательное…


Но, сперва об игре…

“Axis and Allies: Europe 1940” – одна из последних представительниц серии. Происходящие в ней события (о чем свидетельствует название) описывают период второй мировой войны на европейском ТВД с 1940 г. до ее благополучного завершения. Карта данной версии охватывает не только Европу, но и европейскую часть СССР (до Новосибирска), Ближний восток, всю Африку и Южную Америку, Восточное побережье США и часть Канады.

В коробке, помимо карты (немалых размеров), на которой и будут происходить военные действия, также находятся:
564 (!!!) миниатюрки, обозначающие различные рода войск;
5 коробочек для их хранения;
3 вспомогательных поля для проведения сражений и отслеживания экономической ситуации;
64 маркера, обозначающих заводы, морские и авиационные базы, системы ПВО;
100 маркеров, обозначающих принадлежность захваченных территорий;
80 жетонов для обозначения скопления войск;
10 кубиков-шестигранников.

Правила довольно просты, прямолинейны и могли бы занять несколько страниц, если бы авторы подошли нормально к их написанию. К сожалению, прилагаемая инструкция, изобилует неточностями, повторами, а также структурирована таким образом, что разобраться в ней не так уж и просто. Впрочем, когда один из игроков это все-таки сделал, то объяснить базовые правила остальным можно за несколько минут, объясняя нюансы по ходу игры, ибо они не сложны.

Сама партия развивается следующим образом.
Игроки ходя по очереди. Каждый проходит через несколько фаз. Сперва, покупает юниты. Потом атакует территории противника (исход сражений определяется кубиками). Затем передвигает юниты, не участвовавшие в сражениях. После этого – собирает доход с подконтрольных территорий и выставляет на карту юниты, купленные в начале хода. Затем ход переходит к следующему игроку. Все.
Есть, безусловно, множество нюансов (амфибийные операции, атаки на конвои, экономика, стратегические бомбардировки), но в них игрок уже разбирается «по ходу пьесы».

Звучит просто, но на практике обилие родов войск и конфигурация карты дают такое сумасшедшее количество стратегических вариантов, что ни одна партия не напоминает предыдущую, а попытки просчитать все наперед, предугадать ход противника, обмануть его, преподнести ему сюрприз неожиданным маневром, делают игру интереснее любого другого воргейма, в который я играл.

Распределение сил неравномерно. Ось (представлена Германией и Италией) обладает в начале игры сильной мобильной сконцентрированной армией. Силы Союзников размазаны по всей карте тонким слоем, и им сложно противостоять мощи немецкой военной машины. Однако, на их стороне более сильная экономика. Если в первые ходы Ось не сможет грамотно использовать свое изначальное преимущество, то по ходу игры она просто будет раздавлена ресурсным потенциалом противника.

Юнитов много как количественно, так и в плане разновидностей. Есть пехота, артиллерия, танки, механизированные части, три вида авиации, эсминцы, крейсера, линкоры, авианосцы, транспортники, подводные лодки, ПВО… У всех свои уникальные способности.

Победа в сражениях определяется кубиками. Участвующие в бою группировки выставляются друг напротив друга, после чего подсчитываются их показатели и учитываются нюансы. Затем кидаются кубики и убираются потери. Чем сильнее группировка (как количественно, так и качественно), тем больше шансов нанести противнику кубиками серьезный ущерб.

Экономика базируется на «индустриальных сертификатах», которые игрок собирает с захваченных территорий. На них он «покупает» юниты. Заводы обозначают места, где эти юниты выставляются на карту. Основная экономическая дилемма – выбор между строительством флота и мобилизации сухопутных войск. Флот дает игроку мобильность, так как позволяет быстро перебрасывать силы и предотвращать десанты противника, но и без сухопутных войск никуда.

Отдельного доброго слова заслуживает мультиплеер. В игру может играть от 2 до 6 человек (каждый за свою страну). При этом очень большую роль будет играть способность союзников согласовывать свои действия. Глупо пытаться продвигать интересы Рим за счет Германии. Но, как показывает практика, не всегда союзным игрокам удается прийти к этому выводу путем переговоров.

Как все это играется на практике….

Очень захватывающе. Количество возможных стратегических решений огромно. Смотреть на человека противника и гадать, что он выкинет дальше – отдельный интерес. Вроде диспозиция открыта, нет никаких скрытых карт, как в карточных играх… и все же понять, что предпримет враг не всегда возможно.

Некоторые стратегические решения очевидны. Ось всегда будет стараться взять Париж первым же ходом. Проводить ли операцию «Морской лев» - всегда будет сложной дилеммой. Но что потом…
Когда нападать на СССР? Стоит ли пустить все ресурсы Германии на укрепление сухопутных войск или же попробовать построить флот, чтобы отгородиться им от американского вмешательства? Стоит ли помогать итальянцем в Северной Африке? Как вести себя на Балканах? Войск и ресурсов всегда не хватает, так что выбор приходится делать постоянно.

Но самое интересное начинается, когда противник предпринимает шаги, идущие в разрез с историей. Амфибийная операция итальянской армии по захвату Гибралтара? Без проблем! Высадка американский войск в Бразилии? Да запросто! Десантная операция рейха по захвату Исландии с последующей высадкой в Канаде и стратегической бомбардировкой восточного побережья США? Легко! Массированное наступление советских войск через Иран в Египет? Да пожалуйста! Открытие британцами второго фронта в Нормандии в 1941 году без поддержи США? Рисковый, но возможный вариант! Только успевай реагировать.

Как следствие, вариантов развития игры – масса.
Хотите следовать исторической канве, захватив, сперва, Францию, а потом устроив Барбароссу СССР? Попробуйте, но помните, чем все закончилось в реальности.
Есть желание немножко подкорректировать историю и до вторжения в СССР устроить Англии «Морского льва»? Попытайтесь. Но если вдруг план провалиться, и Англия устоит, то сил на вторжение в СССР может уже не остаться.
Или может пойти против истории и двинуться на Москву с первого же хода, еще до захвата Парижа? Выбор за игроком.
В любом случае, ни одна партия не будет похожа на предыдущую.

А когда все это надоест, можно пойти в магазин и купить. “Axis and Allies: Pacific 1940”. Та же игра, но на тихоокеанском театре военных действий.

Она полностью совместима с “Axis and Allies: Europe 1940”. Соединяем две карты, объединяем юниты и получаем глобальный вариант второй мировой войны. Играть в него можно очень долго.

Недостатки, правда, тоже есть.
Главный из них – игра ОЧЕНЬ длинная.
Партия может легко длиться от 6 до 12 часов (!!!). А если игроки знают, что делают, то и намного больше.
Единственный вариант, который мы нашли – играть на работе. Теперь у нас в кабинете на столе для совещаний постоянно стоит карта, изображающая вторую мировую. В свободное время мы поочередно делаем на ней ходы. Такая партия длится, в среднем, несколько недель.
Основная проблема, чтобы в отсутствие игроков кто-то (например, уборщица) не смел расстановку сил. Впрочем, мы нашли вот такое решение:

Второй серьезный недостаток – кубики. Разработчики пытались минимизировать случайный фактор за счет характеристик юнитов, однако на практике, результаты броска иногда, скажем так, очень неожиданны… В итоге, игрокам приходится для атаки собирать сильно превосходящие силы (что б наверняка). И даже в этом случае кубики могут преподнести сюрприз.

Впрочем, все это не умаляет достоинств игры. Если вы хотели попробовать себя в качестве глобального стратега против живого противника, то найти игру лучше вам вряд ли удастся.

Стратегии в реальном времени — удивительно гибкий жанр. Можно по вкусу добавлять орков и гоблинов, злодеев и героев, ведьм и русалок, космические корабли и драконов; переносить действие в космос и под землю, на море и на сушу. И сразу видно, где town hall, пеоны и спайс.

Очей очарование

Если RTS, пусть и сильно видоизмененные, пока еще существуют, то с TBS дело обстоит не самым лучшим образом. Если бы не Massive Assault , триумфально шествующая по винчестерам, можно было бы подумать, что жанр пора выносить вперед ногами.

Скрещивать TBS и RTS — не новая идея, но относительно свежая. По описанным выше причинам очень немногие разработчики могут сотворить в приличном виде и то, и другое по отдельности, не говоря уже о непрактичном симбиозе. Сколько бы я отдал за смесь воргейма от Григсби или Тиллера с «Блицкригом »? Много. Уверен.

Не хотелось бы испытывать ваше терпение рассуждениями на тему, затрагивающую панибратское отношение разработчиков к истории, и все-таки, видимо, придется. Потому что игра, чьи создатели не знают, как пользоваться книжкой с картинками, ущербна по определению. Вот бы кто-нибудь с высоких трибун предстоящей в апреле КРИ завел разговор с авторами, объяснив наглядно, что в RTS, ориентированных на историю, историческая точность — элемент геймплея. Все бы не услышали, но особо сообразительные рассказали бы потом коллегам.

Танки в A&A имеют равные характеристики лишь потому, что они, например, тяжелые. Выбор тактики в зависимости от качественного состояния войск противника — лишенная смысла затея. Когда под Сталинградом части 4-й танковой армии Манштейна , имеющие на вооружении «Ягдпантеры» и «Тигры», ударят во фланг маршалу Жукову (он примерил маршальские погоны в январе 1943 года, а участия в окружении 6-й армии вообще не принимал), не пугайтесь — ваши верные Т-34 будут готовы. Так им приказал генералиссимус тов. Сталин (ставший генералиссимусом, кстати, в 1945 году).

Любой мало-мальски интересующийся историей человек поймет, что это — полный бред.

Личное дело

Ну, хорошо. Допустим, в многочисленной команде людей, делающих (я подчеркну) историческую игру, никто не знает предмета. Его сейчас никто не знает. Что же они тогда умеют? Да ровным счетом ничего.

Есть такая болезнь — шизофрения. Это когда человек спит на раскладушке в «бытовке», но ему постоянно кажется, что он — Абрамович или Билл Гейтс . Axis & Allies робко тянет на себя одеяло, принадлежащее Rise of Nations , однако стоит хозяину проснуться, как объект спора тут же возвращается на место, обнажая скрюченное, тщедушное тельце конкурента.

Со стороны TimeGate было очень мило отделить мух от котлет: массивный режим TBS + RTS живет по соседству с обычной кампанией за союзников и Ось, где события следуют в четкой хронологической последовательности. К счастью, заболевание зашло не так далеко.

Не будем касаться кровоточащих ран графики, сотрудники TimeGate еще получат от воинствующих критиков справедливую порцию стрел. Такое художество достойно прощения в глобальной стратегии, какой изначально должна была стать A&A , но никак не в современной RTS. Уродство — вот все, что я могу сказать.

По существу

Защитники игры, конечно, обязательно приведут в качестве аргумента незаурядную игровую систему. Обойдемся без лишней патетики — замысловато, и только.

Мысль проста — поставить локомотив войны на локальные экономические рельсы. Можно, конечно, вспомнить, сколько лет назад вышла Dune 2 , но внутри-то ведь почти воргейм. Несмотря на существование «лайфбаров» и бесстыжего клика, отделение пехоты в состоянии дать отпор превосходящим силам противника.

Дабы облагородить появление подопечных на поле боя, разработчики выдумали штабы, где и формируются пехотные, десантные, механизированные и танковые дивизии. Потрепанная бригада может быть восстановлена в радиусе действия линий снабжения и снова брошена в бой. Таким образом, «постройка» юнитов — редкая необходимость, возникающая при полном уничтожении отделения. Количество дивизий, выделенных на каждый род войск (они, в отличие от конкретных механизмов с одинаковыми ТТХ, имеют плюсы и минусы), ограничено.

Экономическая мощь опирается на финансы, топливо и боеприпасы. С началом активных боевых действий на обширном фронте потребление последних двух сильно возрастает, а значит — приходится строить новые склады. Возня со снабжением на стратегическом уровне ставит под вопрос жанровую принадлежность A&A , метающейся между RTS и тактической стратегией. Тактике тут развернуться негде, а стратегия на самом деле решает многое.

Великий тупой

ИИ своими действиями старается убедить нас, что с ним очень даже интересно. Это действительно так. Компьютерный оппонент может доставить немало неприятностей, концентрируясь на важных направлениях, появляясь в самых неожиданных местах и даже малыми силами захватывая города глубоко в тылу.

Способности вражеского ИИ выделяются благодаря бездействию дружественного. Как говорится, все познается в сравнении. Целая дивизия может спокойно наблюдать расстрел части, находящейся в арьергарде, не предпринимая вообще никаких действий. Когда речь идет о крупной карте и столь шустром противнике, это становится невыносимым. Войска нужно тыкать носом в стреляющих врагов, иначе — смерть.

Резюмируя подбор ингредиентов для блюда, которым нас собирались соблазнить, должен признаться, что не испытываю большого желания ковыряться в некрасивой и исторически некорректной игре. Добиться где-то решающего преимущества только за счет материального превосходства, что нередко случалось во Второй мировой, в A&A нельзя. Вместо этого — глупые бонусы, божественным светом внушающие оптимизм воякам и сеющие панику среди противника, смертоносные ракеты Фау-1 и перевозящие продовольствие самолеты Ли-2.

Без вариантов

Из рукава A&A показался последний туз — глобальный режим, но там все уныло. Начиная с карты, напоминающей глобус для детей, и заканчивая той самой RTS. Никто и не заставляет сопровождать каждое движение оловянных солдатиков битвой в тактическом режиме — и так надоедает. Для особо интересующихся есть возможность подробно рассматривать сражения союзников. Впрочем, стоит ли тратить на это время, если играть скучно?

Чтобы совсем не скиснуть, подумайте о Hearts of Iron 2 и продолжении «Блицкрига» . А цирк под названием Axis & Allies пусть проваливает подобру-поздорову.

Axis and Allies франшиза раскрученная - с момента своего рождения в образе настольной игры в далеком 1981 году она обрела армию преданных фанатов. Тому способствовала удачно занятая ниша между совсем уж простенькими стратегиями типа Risk! и «серьезными варгеймами» с их толстенными талмудами правил. Это и привлекло широкие массы людей к данной серии. Но A&A появилась в весьма неудачное время для настольных военных игр: банкротство нескольких крупных компаний подорвало этот рынок; как следствие серия кочевала «из рук в руки», пока не оказалась под крылом монструозной Hasbro. Эти ребята начали выжимать из нее все возможные соки, что вылилось в появление большого количества дополнений и вариаций оригинальных правил A&A .

А в конце 1990-х игра посетила и домашние компьютеры. Надо понимать, что перевести настолку в «электронный» вид – это вам не фунт изюму скушать: важно не только привлечь новых игроков, но и старых не распугать. В Hasbro мудро порешили не изобретать велосипед, а аккуратно скопировать механику, сделав таким образом своеобразный «симулятор настольной Axis and Allies » (да, здесь даже имеется симуляция бросания костей для определения результатов сражений).

Как в это играть? Всё действо разворачивается на карте мира, поделенной на неравномерные куски; в главных ролях два лагеря: «Союзники» (США, СССР, Англия) и «Ось зла » (Германия и Япония). Соответственно, принять участие в «мировой войне» может до пяти человек - как за одним компьютером, так и по сети Интернет; кстати, все стороны можно отдать под контроль искусственного интеллекта и наблюдать, как он играет сам с собой. Процесс пошаговый, каждый ход состоит из пяти фаз. Первая – производство: тратим «очки промышленности» (местная валюта) на создание армий (танки, пехота, флот, авиация) либо на научные исследования. Вторая – атака: двигаем юниты в зоны, занятые врагом (это обязательное условие для этой фазы). Третья – бой: здесь включается отдельный «тактический» экран, иллюстрирующий ход сражения. Четвертая – перегруппировка: перемещаем свои армии по подконтрольным либо союзным территориям. Пятая – размещаем заказанные в начале хода войска на своих участках карты, а также получаем «очки промышленности» (чем больше регионов захвачено, тем выше количество заработанных очков). Цель всей игры – взять столицы противника либо добиться экономического превосходства путем контроля над наиболее прибыльными территориями.

Особая изюминка здесь именно в союзниках. С одной стороны, вы сражаетесь против общего врага, координируете атаки, перебрасываете войска через дружественные территории, с другой - "табачок у каждого свой". То бишь "очки производства" не идут в общий котел, поэтому стоит крепко подумать, прежде чем завоевывать особо лакомые куски карты, дабы не слишком ослабить своих друзей. Ибо непомерная жадность однажды сыграет с вами злую шутку.

Конечно, в механике Axis and Allies присутствует множество нюансов - обо всех и не расскажешь, да и смысла в этом нет, так как для новичков здесь имеется довольно подробный обучающий режим, который проведет вас как по основам игры, так и по базовым стратегиям «ведения войны» за каждое государство. Опытные же «ветераны» разберутся и без подсказок, разве что порекомендую им заглянуть в меню «Опции», где можно выбрать редакцию правил (доступны вторая и третья), а также выставить дополнительные условия для усложнения игрового процесса.

О графике сказать особо нечего: приятное 2D, при этом разработчик сохранил стиль оригинальной настольной Axis and Allies . Ну, разве что юнитов можно было и разнообразней нарисовать, - но это уже личные придирки.

Итог: если вы ищете простой в освоении и при этом увлекательный варгейм, то Axis and Allies - то, что доктор прописал. Единственное «но»: не стоит от этой игры ожидать исторического реализма, ибо предназначена она для развлечения в компании друзей или семейном кругу.