Национальная кухня осетин. Осетинская кухня. Рецепты и блюда осетинской кухни. Особенности и традиции осетинской кухни

Разнообразие и самобытность кавказской кухни широко известны. А ведь она разделяется на подгруппы согласно тем территориям, где живут те или иные .Например, аварская кухня может чем-то отличаться от ингушской, хотя и там, и там используются одни и те же технологии приготовления блюд. Вот и осетинская кухня имеет свои особенности, о которых стоит поговорить.

Особенности и традиции осетинской кухни

На ее становление определенное влияние оказало само происхождение сегодняшних осетин. У исследователей не вызывают удивления основные предпочтения в еде этого народа. Если вспомнить, что история осетинской кухни тесно связана с историей самого народа, многое становится понятным. Ведь предки аланов по происхождению относились к скифо-сарматам, то есть были кочевыми племенами.

Как все кочевые народности, они не имели возможности заниматься земледелием, зато активно использовали в пищу мясо. Поэтому именно мясо до сих пор составляет основу всей кухни .

Территория современной Осетии была заселена скифами-аланами в самом начале первого тысячелетия нашей эры. Несмотря на то, что теперь они смогли вести оседлый образ жизни, мясо осталось в их рационе на первом месте. Со временем к мясным блюдам присоединились кушанья на основе выпечки.

На сегодняшний день можно выделить следующие основные тенденции в трапезе осетин:

  1. Мясные и мучные блюда – та база, на которой держится вся национальная кухня.
  2. Приправы и специи используются, большей частью, не привозные, а те, которые растут в самой Осетии.
  3. В очень многих блюдах используется сыр (еще один продукт животноводства).
  4. Для большинства кушаний мясо не перемалывают и не мельчат, а нарезают крупными кусками.
  5. Основная задача готовки – создать вкусные, не слишком жирные и при этом очень сытные блюда.
  6. Среди напитков особое внимание уделяется производству местного пива, которое славится далеко за пределами Осетии.

Несмотря на то, что практически все яства не требуют особых умений в приготовлении и создаются при использовании местных, а не привозных, продуктов, настоящие блюда осетинской кухни можно попробовать исключительно в .

Здесь практически не встречается свинина, из мяса используют в пищу говядину либо баранину. Это объясняется местными традициями животноводства. Мясо варят в казанах, а к готовому блюду часто подают пряные соусы и зелень в большом количестве.

Рассказывая об особенностях, нельзя не упомянуть еще одну очень важную часть национальной кухни – знаменитые . О них, без сомнения, слышали все в России. Даже люди, далекие от , знают, что Осетия славится своими знаменитыми пирогами со множеством начинок.

Если в старину они наполнялись практически всегда только с мясом, то сегодня можно встретить пирог с начинкой из творога, картофеля, тыквы. Знатоки утверждают, что потрясающий вкус имеет совершенно простой с виду пирог со свекольной ботвой. И, разумеется, сыр – этот продукт очень часто применяется как начинка.

Самые популярные блюда осетин

Чтобы понять, в чем привлекательность национальных блюд, стоит привести несколько рецептов осетинской кухни. Несмотря на то, что продукты в них используются простые, сами кушанья необычайно вкусны и разнообразны. Осетины готовят и супы (из баранины, говядины, курицы), и каши (рисовые, кукурузные, с сыром и сметаной), и закуски (где используются яйца, сыр, картофель), и, разумеется, пироги и плов.

Лывжа (курино-сметанный суп)

Очень популярное блюдо, которое не требует особых навыков в приготовлении и нередко подается в ресторанах. Все составные части этого супа готовятся отдельно. Сваренную курицу достают из бульона, в отдельной посуде варят и разминают картошку, на сковороде обжаривают лук.

Затем в куриный бульон добавляют все упомянутые ингредиенты, а также сметану и специи. Впрочем, нередко хозяйки предпочитают подавать курицу отдельно к супу. Такая традиция свойственна подаче многих – мясо здесь не оставляют в бульоне, а выкладывают на отдельном блюде.

Баранина с картофелем (лывжа)

Без нее не обходится ни один праздничный стол. Готовится такая баранина в казане. Сначала в нем обжариваются кусочки баранины, затем в том же жире отдельно пассируют лук с томатным соусом и специями. Затем заливают лук бульоном и только после этого снова кладут мясо. Блюдо тушится под крышкой, а в процессе варки туда добавляют крупно порезанный картофель. Особенность этого кушанья – в приправах: в него нужно положить толченый чеснок и чабрец.

Знаменитые осетинские пироги

Существует большое разнообразие пирогов, в основном они отличаются начинкой, но почти в каждом содержится свежий домашний сыр и брынза, рассмотрим самые распространенные из них:

По старинным рецептам он готовился из бездрожжевого теста на молоке, но сейчас используют также и дрожжевое тесто для приготовления пирога. Начинка готовится из перемолотой говядины с чесноком, луком и приправами с добавлением бульона. Из теста раскатываются две лепешки, затем на нижнюю накладывается фарш, верхняя закрывает начинку, края защипываются.

Пирог печется в разогретой духовке минут 7-10. Особенность его и других пирогов в том, что тесто необходимо раскатывать довольно тонко, не более 3-5 мм. На лепешке, которая готовится для верхней корочки, вырезаются отверстия – это позволяет фыдджину дышать в духовке и лучше пропечься.

  • Уалибах. Тесто готовится по тому же рецепту как для фыджжин, в принципе как и для всех остальных пирогов. Начинка готовится из сыра и молока.
  • Цахараджин. Начинка для этого вида состоит из свекольных листьев, сыра рассольного (если сыр очень соленый, то его лучше вымочить в воде), зелени и сметаны.
  • Картофджин. В состав начинки входит картофель, он является основным ингредиентом, а так же сыр, сливочное масло и молоко.
  • Нашджын. Для этого пирога начинка готовится из тыквы, лука и специй.

Пироги являются настоящим ритуальным блюдом для осетин. Они обязательно готовятся на каждый праздник. Более того, на пиршественный стол ставят сразу три пирога, которые становятся символами Бога, Земли и Солнца. Кстати, если стол является не праздничным, а поминальным, то на нем присутствует только два пирога вместо трех.

Еще одним ритуальным блюдом являются три ребра животного, которое было заколото ради застолья. Это кушанье представляет собой три ребра, вырезанные целым куском с правого бока животного и обжаренные на открытом огне. Нередко эти ребра подают прямо на трех символических пирогах и подносят старшим и уважаемым людям, присутствующим за столом.

Довольно сложно в одной статьи рассказать о всем многообразии и богатстве осетинской кухни. В последующем мы познакомим вас с еще большим количеством рецептов блюд Осетии.

Осетинская традиционная пища готовилась из продуктов, произведенных в условиях комплексного земледельческо-скотоводческого (зернового и мясо-молочного) хозяйства. Некоторое разнообразие в систему питания вносили продукты охоты, собирательства съедобных дикорастущих растений и рыбной ловли.

В традиционном пищевом рационе осетин они играли вспомогательную роль.

Ритуальная пища осетин включала выпечку, отварное мясо жертвенного животного и пиво.

Ритуальный стол олицетворял картину мира и посвящался высшим силам с молитвами о ниспослании благодати; он был своеобразным посредником между богом и людьми.

Небрежность, нечистоплотность (физическая и словесная) по отношению к хлебу, а тем более к ритуальным пирогам считалась крайне безнравственным проступком.

У осетин три пирога (с сыром) в ритуальном контексте означали три важнейшие категории, три зоны мифологического пространства — бог («хуыцау»), солнце («хур»), земля («зæхх»),

В случае траурной трапезы пироги подают четными числами — отсутствует средний пирог, символизирующий солнце.

Традиционными считаются только пироги с начинкой из сыра («уæлибæх» ) и рубленого мяса (фыдджын» ).

Пироги с другими начинками из овощей являются инновацией, результатом этнокультурных взаимовлияний.

Тесто для пирогов готовили из пшеничной муки.

В силу конкретных экологических условий запасы пшеницы были ограничены, поэтому в быту и фольклоре осетин она издавна наделена сакральными качествами.
В зависимости от обрядового предназначения их форма варьировалась от круглой, треугольной и овальной.

Существуют особые правила разрезания круглых пирогов: их режут на 8 частей после произнесения молитвословия; строго соблюдается неподвижность тарелки с пирогами, что связано с представлениями о фундаменте мироздания, о стабильности процесса жизнедеятельности.

Треугольные и овальные пироги принято разламывать руками.

К традиционной выпечке относятся также:

1) Гуыдын — большой ритуальный пирог, приготовляемый в особых случаях: для засватанной невесты, на праздник новорожденных мальчиков (кæхцгæнæн), на Новый год, юноше, впервые отправляющемуся на косьбу.

Свадебный гуыдын пекли в доме невесты и привозили в дом жениха со свадебными дарами (хуын).
Для выпечки гуыдына существовали специальные большие печи.
Его начиняли свежим сыром, а иногда и курятиной.

2) Куырды гуыдын — «чурек кузнецу». Гуыдын, начиненный сыром, больших размеров, который обязательно приносили сельскому кузнецу вместе с платой за выполненный заказ.

3) Фыдджын — пирог с начинкой из рубленого мяса.

Он является пищевым воплощением комплексного развития земледельческо-скотоводческих традиций.

Эти пироги готовились только на праздничные трапезы, связанные с положительными эмоциями.
На поминальных застольях фыдджын никогда не подавали.
Фыдджын был обязательным элементом свадебного застолья, так называемым «разгонным» блюдом, своеобразным десертом, подача которого означала окончание угощения.

4) Хæбизджын — пирог со свежим сыром или творогом, испеченный на масле.

5) Скъудаджынтæ (давонджынтæ) — пироги с зеленой черемшой.

В основном готовились и подавались на поминальных застольях.

По народным поверьям, в Великий пост в ночь на «Лаузгæнæн» (Блинные поминки), покойники отправляются далеко на небеса за «давон».
Якобы эта растительная еда заменяет у покойников фрукты.

6) Дедатæ (басылтæ) — лепешки из пшеничной муки.

К этому времени хозяйки готовят пшеничные лепешки в виде фигур людей, животных, разных предметов.

Большая именуется деда, а другие лæппынтæ, которые носят названия разных орудий: сохи, ярма, бороны и т.д.

Приготавливаются также лепешки с сыром под названием басилтæ. Если обрядовые лæппынтæ предназначались для взрослых работников, то басилтæ изготовлялись для детей, колядовавших в новогоднюю ночь.

В жертвенной трапезе особой символикой был наделен и комплекс мясной пищи.

Традиционно мясо употребляли в пищу в вареном виде и значительно реже в жареном. Оппозиция «вареное-жареное» определяла в прошлом характер сакральных и мирских трапез.

Устойчивая традиция обрядового заклания животных способствовала сохранению в быту традиционных приемов разделения туши, переработки мяса и приготовлению строго определенного минимума блюд, определяющих характер трапезы. Непременным элементом трапезы в случае ритуального заклания до настоящего времени остается отварная голова животного.

Голова (сæр), шейная часть (бæрзæй), лопаточная часть (уæн) или курдюк (дымæг) как наиболее почетные части ставят на стол перед старшими, возглавляющими ритуально-престижную трапезу.

Популярным мясным блюдом был шашлык — физонæг.

Для него отбиралась главным образом свежая баранина, реже — говядина.

Физонæг жарится на железных и деревянных шампурах (уæхст) над раскаленными древесными углями (арты цæхæрыл).

Для физонæг’а используются также некоторые внутренности, особенно часто легкие, затем печень и почки.

Какая-нибудь из этих частей мяса нарезается на куски, которые обворачивают пластом сальника, надевают на шампур и затем жарят.

Это — ритуальный физонæг.

Он фигурирует обычно при произнесении первоначального тоста на пиру. Беря шампур с таким физонæгом в левую руку, а бокал в правую, старший произносит особо торжественный тост.

После произнесения тоста шампур с шашлыком передается младшим.

Осетины жарили шашлык и в котле (аджы физонæг).

Физонæг этот готовили из свежего мяса, сразу же после того, как забивали барана или быка (но не жертвенного). Его преподносили обычно тем, кто резал и свежевал жертвенное животное (кусартгæнджытæн).

Все известные модели питания включают хмельные напитки.

У осетин все ритуальные трапезы сопровождались употреблением пива (бæгæны) — древнейшего из напитков, известного еще в скифскую эпоху. Оно играло центральную роль в религиозно-магических церемониях.

Изготовление пива — сложный и длительный процесс, требующий виртуозного искусства.
Очищенный вызревший ячмень вымачивали, проращивали, превращали в богатый ферментами продукт.

Дробленный не мельнице солод заливали водой и получали сусло, которое фильтровали и кипятили с хмелем.

Отфильтрованное от хмеля и охлажденное сусло смешивают с дрожжами, после чего начинается основной процесс брожения.

В начале XIX века известный российский ученый Г.Ю. Клапрот во время путешествия по Кавказу отметил достоинства осетинского пива: «Пиво осетин — лучшее во всем Кавказе и напоминает, п

Ри условии хорошей варки, английский портер.

Несколько бутылок его были посланы князю Потемкину в Петербург, который нашел его таким хорошим, что выписал осетинских пивоваров».

Особая престижность пива и его сопоставление с духовностью, отвагой и изобилием прослеживаются в специальной «Молитве заквашивающих пиво»:

«Будь приготовлена руками
Нартовской хозяйки Сатаны!
Почетом Сидамона станет почет твой,
Отвагой Алгуза станет отвага твоя,
Изобилием Кусагона — изобилие твое!
Чистым достанься тому,
Для кого тебя приготовили.
Подобно жиру, на пользу будь тем,
Кто выпьет тебя.
Во благо тебе труды мои пойдут!
Мне же славы твоей немного».


Особенностью ритуальных возлияний было непременное заполнение сосуда.

Полная чаша представляла собой символ всех обрядов и идей, связанных с изобилием; выражала идею богатства и благополучия.

Ритуальное выпивание сопровождалось старинной застольной песней «Прими и выпей это».//«Айс æй, аназ æй».

Особый сорт пива «æлутон» осетины называли сказочной пищей, «утоляющей голод навсегда».

Для приготовления такого пива в нем варили овечьи курдюки или даже целые туши.

В исторической памяти осетин сохранилось бытование хмельного напитка из меда «ронг», но способ его приготовления не дошел до нашего времени.

Традиционная повседневная пища осетин включала в основном блюда из мучных, молочных и растительных продуктов.

Самым популярным мучным изделием был чурек из кукурузной муки («нартхоры кæрдзын»), который готовился из круто замешанного теста в виде круглых лепешек.
Предварительно поджаренные чуреки запекались в золе.

Иногда их варили в воде («хæлтъамæтæ»).

Чурек употребляли с сыром или с кисломолочными продуктами.

Из кукурузной, ячменной, овсяной круп, из пшеничной муки готовили супы-каши, среди них наиболее распространенным были следующие:

. хамбохъ — похлебка из пшеничной муки на молоке, с добавлением топленого масла.

Она подается в горячем виде и считается женским или детским блюдом;

. бламыхъ
— овсяная мука, замешанная на квасе;

. хомыс — комок липкого теста, замешанного на овсяной муке и квасе;

. къалуа
— блюдо из теста, густо замешанного на овсяной муке и квасе.

Из овсяной муки готовили кисель — «цымгæ».

Для этого муку разводили с холодной водой, оставляли на день-два, процеживали и кипятили.

Были распространены изделия из ячменного солода, обладавшего необычным сладким вкусом. Из него пекли лепешки («задын») и пироги («лакъами»).

Из кукурузной муки, сваренной в кислой сыворотке, готовили кашу «сир».

Из зерен кукурузы и пшеницы варили кашу «дзæрна».

Важное место в питании осетин занимало молоко и молочные продукты.

Высокими вкусовыми и питательными свойствами отличался осетинский сыр, приготовленный путем заквашивания молока сычугом.

Из свежего малосольного сыра готовили изысканное блюдо осетинской кухни — дзыкка.

Растопленный в чугунном котле сыр замешивали мукой и варили до образования кашеобразной массы и выделения масла.

Это блюдо считалось женским.
В пищу употребляли и молочную сыворотку.

В летнее время из нее готовили прохладительный напиток «хуырхдон».

Из молока готовили масло, используя деревянные маслобойки или кожаные бурдюки.

Его предпочитали перетапливать.

После взбивания масла оставалась кисломолочная масса, из которой готовили творог.

Мисын употреблялся в пищу вместе с хлебом или чуреком.

Из него делали кефир («къæпыты мисын») , в основном в нагорной части.

Он применялся как питательный и прохладительный напиток.

Кефир приготовляли из коровьего или овечьего молока.

Чтобы заквасить молоко и получить из него кефир, грибки (къæпытæ) «оживляли», заливали слегка теплой кипяченой водой и выдерживали их в ней сутки.

После этого грибки вынимали, а затем переносили в молоко. Обычно в каждой горской семье имелся запас этих грибков в сушеном виде или в закваске.

К повседневным напиткам осетин относятся квас («къуымæл») и брага («махсымæ») .

Квас готовили из крупно перемолотого ячменя или проса с добавлением солода и дрожжей.

Это — напиток быстрого приготовления, не требующий длительного брожения.

Брага отличается от кваса тем, что подвергается брожению и поэтому содержит определенный процент алкоголя.

В дореволюционное время в горных районах Кавказа, в частности, в Осетии, фруктово-овощной компонент в рационе питания был представлен преимущественно дикорастущими съедобными растениями.

Они были существенным источником витаминов, минеральных солей, других необходимых элементов биологически ценного питания.

Часть плодов, ягод, орехов и трав употребляли в сыром виде, другие варили, запекали, сушили и солили.

Массовое переселение осетин на равнину и последующее развитие буржуазных форм хозяйства способствовали росту этнокультурных контактов с соседними народами. Процесс взаимодействия культур затронул все сферы повседневности и отразился на пище.

Она обогатилась продуктами полеводства и огородничества.

На столе появились овощи и фрукты в большем ассортименте.

Начали печь пироги с различными растительными и овощными добавками («картофджын» — с картофельным пюре и мягким сыром, «цæхæраджын» — с нашинкованной ботвой свеклы и мягким сыром, «къабускаджын» — с тушеной капустой и луком, «насджын» — с тыквой и луком и др.).

Картофель становился важным продуктом питания.

Он употреблялся не только в качестве самостоятельного блюда, но и стал ингредиентом традиционных видов пищи, в частности, пирогов с картофельной начинкой — картофджынтæ.

Распространились и такие виды овощных культур как фасоль (хъæдур), тыква (нас), капуста (къабуска), редька (булкъ), свекла (цæхæра) и др., также вошедшие в состав некоторых традиционных блюд.

Дальнейшее развитие получила традиция заготовки овощей и фруктов на зиму.

Этот овощной компонент пищи отражает ее суперстратный пласт.

Канукова Залина

Осетинская кухня уникальна и многообразна. Однажды попробовав относящиеся к ней блюда, хочется повторить! Хорошо, что существует масса рецептов, по которым каждый человек способен приготовить у себя дома традиционное кавказское угощение. Нужно лишь собрать определенные ингредиенты и следовать инструкциям. И сейчас речь пойдет о самых популярных блюдах и рецептах их приготовления.

Лепешки с начинкой: ингредиенты

В первую очередь осетинская кухня известна именно ими. Пироги в виде лепешек с нежным тестом и сочной начинкой любит каждый, кто их пробовал. Для приготовления нужны следующие продукты:

  • Мука. 500 г.
  • Кефир. 200 мл.
  • Вода. 100 мл.
  • Раст. масло. З0 мл.
  • Дрожжи. 1 пакетик.
  • Сахар. 1 ч. л.
  • Соль. 0.5 ч. л.

Это для теста. Ho еще нужна начинка! Осетинские пироги делают с совершенно разными наполнениями - с сыром, фруктами, ягодами, капустой… Но данный рецепт подразумевает приготовление начинки из следующих продуктов:

  • Фарш из свежей говядины. 1 кг.
  • Лук. 1 головка.
  • Чесночные зубчики. 2 шт.
  • Кипяченая вода. 100 мл.
  • Кориандр. 1 ч. л.
  • Пучок свежей кинзы.
  • Соль и перец по желанию.
  • Немного сливочного масла.

Из указанного количества ингредиентов получится три пирога. В соответствии с осетинскими традициями, лепешки для застолий пекут в нечетном количестве. В четном - только для траурных дат.

Приготовление

Итак, в соответствии с самым популярным рецептом осетинской кухни, первым делом надо замесить тесто. Действия следующие:

  • В отдельной емкости надо смешать воду с кефиром и добавить туда сахар с солью. Тщательно перемешать.
  • Добавить туда предварительно просеянную муку с дрожжами.
  • Вымесить вязкое тесто. Оно будет липнуть к рукам - это нормально. Для раскатывания осетинских лепешек не используют скалку. С тестом работают руками.
  • Прикрыть емкость полотенцем и оставить на некоторое время.

Пока тесто поднимается, надо приготовить начинку. Фарш смешать с мелко нашинкованным луком и толченым чесноком, добавить рубленую кинзу, посыпать кориандром, солью и перчиком. Сверху влить воду, можно заменить ее бульоном. После этого хорошенько вымесить фарш. Должна получиться сочная однородная масса.

Тесто к тому времени подойдет. Его нужно выложить на стол, хорошенько присыпанный мукой. Поделить на З равные части. Каждую превратить в лепешку.

В центр горкой выложить начинку. Потом края теста защипнуть, подтянув их к центру. Осторожно сплюснуть шарик, перевернуть. И после этого нужно начать медленно его растягивать. До тех пор, пока не получится лепешка. Главное - не порвать тесто. Можно помочь себе круглыми досками или противнями.

Когда лепешка будет готова, в центре надо сделать маленькое отверстие. Готовить при температуре в 200 °С приблизительно 20 минут. Вынув из духовки, бросить сверху кусочек масла.

Соус цахтон

Вкуснейшая заправка, которую в лучших традициях осетинской кухни готовят на основе мацони. Этот соус универсален - его намазывают на хлеб, маринуют в нем мясо, заправляют им салаты. Для приготовления понадобятся:

  • Острый стручковый перец. 100 г.
  • Свежая кинза. 100 г.
  • Мацони (можно заменить сметаной). 250 мл.
  • Чеснок. 2 зубчика.
  • Хмели-сунели. Одна щедрая щепотка.
  • Соль и перец по желанию.

Сначала нужно вымыть и просушить зелень, после чего как можно мельче ее нарубить. Потом надо заняться перцем. Каждый стручок помыть и разрезать, удалить перепонки и семена, а затем опустить его в кипящую воду на З минуты. Затем выложить и остудить.

Потом перец надо либо пропустить через мясорубку, либо измельчить с помощью блендера. To же самое сделать с орехами и чесноком. Получившуюся массу добавить в мацони, туда же засыпать кинзу. Присыпать солью и перцем, добавить хмели-сунели. Тщательно перемешать, охладить и можно подавать.

Мясо по-осетински

Нельзя не рассказать и об этом рецепте. Какая же осетинская кухня без мяса! Для того чтобы приготовить его в соответствии c традициями, потребуются:

  • Соус цахтон, сделанный по вышеуказанному рецепту.
  • Свежая говядина (задняя нога или же грудинка). 0.5 кг.
  • Вода.
  • Петрушка, укроп, кинза, зеленый лук.

Итак, сначала нужно очистить мясо от сухожилий, пленок и костей. Потом выложить его в емкость для варки и залить чистой водой так, чтобы она его покрыла полностью. Поставить на сильный огонь и быстро довести до кипения, после чего убавить пламя до минимума. Накрыть емкость крышкой.

Нужно не забывать снимать пену и жир, которые собираются сверху. Иначе мясо будет неприятно пахнуть или даже горчить.

Когда оно прокипит, нужно добавить соль и специи по желанию. А затем довести мясо до полной готовности. Оно должно стать мягким.

Приготовленное мясо потом выкладывают на блюдо и немного солят. Когда оно остынет, нарезают и обильно посыпают зеленью. Подают на большом блюде с соусом цахтон. Соус необходимо выложить в отдельную емкость.

Куриный суп карчы лывжа

Перечисляя рецепты блюд осетинской кухни, нельзя не затронуть вниманием и это горячее кавказское угощение. Карчы лывжа понравится даже тем людям, которые не являются любителями супов. Для приготовления понадобятся:

  • Крупная курица.
  • Картофель. 0.6 кг.
  • Острый перец чили. 2 шт.
  • Чеснок. 1 головка.
  • Соль. 5 г.
  • Молотый черный перчик. 15 г.
  • Свежий укроп. 1 ст. л.
  • Морковка. 1 шт.

Первым делом надо заняться картошкой. Каждую из них поделить на четвертинки. Затем мелко нарубить чеснок и лук. Морковку порезать кубиками. Перец чили превратить в однородную массу при помощи блендера.

Потом можно приступать к птице. Курицу нарезать порционно и отправить ее в кастрюле на большой огонь. Варить не до готовности! Когда вода закипит, ее надо слить, набрать в кастрюлю новой и опять поставить на огонь.

Что дальше? Когда новая вода закипит, можно заложить туда картошку, морковь, перец и зелень, присолить по вкусу и варить на среднем огне. По истечении 25 минут добавить чеснок и перец. Подержать еще 15 мин. Потом кастрюлю можно снимать. Разлить суп по тарелкам, посыпать сверху зеленью и подавать.

Аджика

Традиционная зимняя заготовка осетинской кухни. Понадобятся:

  • Томаты. Одно кило.
  • Яблочки. Одно кило.
  • Чеснок. 0.2 кг.
  • Болгарский перец. 0.З кг.
  • Перец чили. 100 г.
  • Кинза и базилик. Один пучок.
  • Соль. 30 г.

Все овощи нужно помыть и почистить (кроме зелени и помидоров), у яблок удалить сердцевины. Пропустить их через мясорубку, присыпать солью. Тщательно перемешать массу. Дать настояться 10 минут. Потом еще раз перемешать, разложить по стерильным сухим банкам и закрыть. Хранить в холодильнике.

Каша дзыкка

О приготовлении этого блюда тоже стоит упомянуть, раз речь идет о рецептах осетинской кухни (с фото). Для приготовления такой каши потребуются:

  • Кукурузная мука. 250 г.
  • Сметана высокой жирности. 1 кг.
  • Соль. 1 ч. л.

Сметану нужно выложить в емкость и отправить ее на средний огонь вариться. Нужно ee помешивать, ни на секунду не отходя от плиты.

Когда сметана закипит, нужно начать порционно всыпать муку. Помешивать, чтобы не образовались комки. Потом добавить соль.

Продолжить варить, все еще помешивая. Масса должна перестать липнуть к стенкам емкости. B процессе удастся заметить выделение топленого масла.

Подают дзыкку горячей и с хлебом. Она получается очень вкусной, но жирной, так что порции лучше делать небольшими.

Пиво

Раз речь идет о рецептах блюд осетинской кухни, то нельзя не рассказать и о данном хмельном напитке. Пиво этого кавказского народа знаменито своим неповторимым вкусом. A для самих осетин напиток имеет сакральное значение. Ни один праздник не обходится без пива! Для его приготовления понадобятся:

  • Вода. 10 л.
  • Хмель. 50 г.
  • Caxap. 1 ч.л.
  • Ржаной хлеб. 1 буханка.
  • Дрожжи пивные. 4 ст. л.
  • Крупа перловая или солод. З кг.

В соответствии с рецептом осетинской кухни, сначала нужно измельчить солод/крупу и обжарить на сухой сковороде, пока масса не станет темно-коричневой. Потом вылить в большую емкость воду и вскипятить ее. Засыпать туда солод/крупу и продолжить варить на большом огне в течение часа. Вода будет кипеть, так что придется постоянно помешивать массу.

По истечении часа надо процедить жидкость и вновь отправить емкость на огонь. Всыпать сахар, перемешать. Добавить хмель. Варить около 3-4 часов, пока не испарится 2-3 сантиметра жидкости. Когда уварка произойдет, можно снимать емкость с огня и добавлять измельченный черствый (или высушенный в духовке) ржаной хлеб.

Дать массе остыть. Пол-литра вылить в отдельную емкость и разогреть ее до комнатной температуры. Развести в этой жидкости дрожжи, тщательно перемешать. Вылить жидкость обратно.

На 2 суток пиво, закрыв крышкой, надо оставить в теплом месте. Напиток получается вкусным, с красивым темным цветом - это видно по представленному ниже фото. С блюдами осетинской кухни по рецептам, перечисленным выше, такой напиток «прозвучит» замечательно.

Заключение

В завершение хотелось бы сказать, что осетинская кухня включает еще немало интересных и оригинальных угощений.

В Осетии, как и в любом другом кавказском регионе, широко распространен шашлык. Традиционно его готовят из мякоти молодой баранины или же говядины. Мясо крупно нарезают, посыпают крупнорубленым луком, солят, перчат, немного поливают свежевыжатым лимонным соком или сухим белым вином. Перемешать и оставить на З часа. Готовят на костре и подают с уксусом и луком.

Что еще можно вспомнить? Тот же знаменитый овсяные блюда, всяческие напитки (брага, арака́, ронг, двайно). И конечно же, пироги. Выше был отмечен лишь один рецепт, и если он понравится, то рекомендуется попробовать сделать давонджин, кабускаджин, картофджин, артадзыхон и многие другие вариации. Инструкции по приготовлению, к счастью, найти несложно.

Национальная осетинская кухня - собрание неописуемо вкусных кулинарных удовольствий. Она поражает богатой палитрой вкусов и ароматов, безграничной любовью к пирогам с начинкой и, как полагается на Кавказе, колоритными мясными вариациями.

Картофельно-сырный дуэт

Кулинарная гордость Осетии - осетинские пироги, и особенно картофджин. Соединяем по 100 мл молока и воды, разводим 10 г сухих дрожжей и 1 ч. л. сахара. Понемногу вводим 300 г муки, 30 г растопленного сливочного масла, щепотку соли и замешиваем тесто. Накрываем его полотенцем и оставляем на час. Взбиваем пюре из 4 вареных картофелин, вмешиваем 100 г тертого осетинского сыра и 2 ст. л. сметаны. Из теста раскатываем лепешку толщиной 1 см, кладем сверху начинку, стягиваем края к середине и снова раскатываем. Делаем в центре отверстие и выпекаем пирог в духовке 20 минут при 200 °C. Смажьте горячий картофджин маслом, и он станет еще аппетитнее.

Капустный идеал

Кабускаджин с капустой завоевал сердца многих гурманов. Разводим в 150 мл теплой воды 20 г сухих дрожжей и 1 ч. л. муки, даем опаре подняться. Соединяем ее с 400 г муки, 120 мл воды, 3 ст. л. растительного масла, щепоткой соли и замешиваем тесто. Пока оно поднимается, шинкуем 300 г белой капусты и 2 моркови, тушим их в масле со специями и солью. Добавляем 250 г тертой брынзы и перемешиваем. Начинку кладем на раскатанную из теста лепешку, соединяем края в центре и утрамбовываем. Сделав круглое отверстие, помещаем ее на 20 минут в духовку при 190 °C. Если вместо сыра взять разные овощи, у вас получится отличный постный пирог.

Зелень в снегу

Давонджин - с осетинским сыром и листьями черемши, перед которым невозможно устоять. Разводим в 250 мл теплого кефира 10 г дрожжей и оставляем на 10 минут. Добавляем сюда 350 г муки, 50 мл растительного масла, щепотку соли и вымешиваем тесто. Накрыв тканью, оставляем его в теплом месте на 2 часа. Шинкуем пучок черемши, смешиваем ее с 200 г осетинского сыра и формируем 6 комков. Выкладываем их на лепешки из теста, собираем в форме мешочков и раскатываем. Ставим в духовку на 25 минут при 180 °C. Кстати, их вполне можно взять на весенний пикник для всей семьи.

Вишневые грезы

Для сластен найдется особое угощение - вишневый балджин. Растворяем 1 ч. л. дрожжей и 1 ст. л. сахара в 50 мл молока. Через 15 минут добавляем 400 г муки, 100 мл кефира, 50 г растопленного сливочного масла, яйцо и щепотку соли. Вымешиваем тесто и убираем на 2 часа в тепло. Засыпаем 300 г вишни без косточек сахаром по вкусу. А чтобы при выпекании из пирога не потек сок, сдобрите ягоды 1 ст. л. крахмала. Раскатываем из теста две лепешки. Выкладываем на одну вишню, накрываем второй и красиво защепляем края. Делаем 5–6 отверстий в виде лепестков и отправляем балджин в разогретую до 180 °C духовку на 30 минут. Что может быть лучше румяного сладкого пирога к чаю?

Баранина правит бал

Лывжа из баранины - блюдо осетинской кухни для тех, кто желает подкрепиться основательно. Рубим на кусочки 700 г баранины, заливаем водой на 2 см выше мяса и доводим до кипения. Кладем 1 ч. л. семян укропа, соль и перец горошком по вкусу. Продолжаем варить бульон, постоянно снимая пену. Опускаем в него пучок кинзы, перевязанный ниткой, - в конце мы его уберем. Когда мясо проварится, закладываем 2 луковицы полукольцами, 500 г картофеля кубиками, 1 некрупную морковь кольцами и доводим суп до готовности. Добавляем 3 дольки толченого чеснока и ½ ч. л. чабреца. В Осетии к лывже подают соус цахтон из 500 г сметаны, пучка укропа и зубчика чеснока - он удачно подчеркивает вкус баранины.

Телятина и компания

Телятину осетины любят не меньше, а потому ей посвящено много рецептов. Нарезаем кубиками 500 г телятины, пересыпаем ее красным перцем и солью. Измельчаем ломтиками 500 г стручковой фасоли и 400 г помидоров, шинкуем пучок зеленого лука, петрушку, кинзу и укроп по вкусу. На дно кастрюли кладем лук, затем мясо, фасоль и томаты слоями. Засыпаем их зеленью, вливаем 100 мл растительного масла, 400 мл горячей воды и томим под крышкой 2 часа. Время от времени встряхиваем кастрюлю, чтобы содержимое не пригорело. Жгучие нотки телятине придаст соус цахтон из предыдущего рецепта, в который мы добавим колечки горького перца.

Чудеса на шампурах

Особое место среди рецептов осетинской кухни занимает шашлык. Режем крупный баклажан кружками, солим и оставляем на 20 минут. Измельчаем ломтиками красный и желтый сладкие перцы. Рубим на куски по 200 г бараньей печени, сердца и легкого, посыпаем солью со специями и нанизываем на шампуры. Жарим их над тлеющими углями 8–10 минут, снимаем с шампуров и каждый кусочек оборачиваем нутряным салом. Снова нанизываем их на шампуры, чередуя с ломтиками баклажана и перца. Почаще переворачивая, подрумяниваем на мангале. Такая вариация заинтересует даже бывалых знатоков шашлыков.

Если домашние гурманы настоятельно требуют чего-нибудь вкусного и необычного, осетинская кухня - именно то, что нужно. Эти потрясающие блюда оживят ваше семейное меню и понравятся всем без исключения.

Осетинская кухня - это национальная кухня региона, который расположен в центральной части Кавказа. Народ, который исторически проживает на территории Осетии называет себя осетинами.

В настоящее время на территории Осетии располагается два обособленных государства. Республика Северная Осетия, которая осталась в составе РФ, другое ее название Алания.

И Республика Южная Осетия, официальность которой не все признают в мировом сообществе. По рецептам национальной осетинской кухни готовят пищу и в Южной, и в Северной Осетии. Национальная осетинская кухня сложилась в первую очередь под влиянием образа жизни древнего народа Алан.

Предки современных осетинов были кочевниками, которые перемещались по кавказским землям. Аланы были выходцами из скифо-сарматских племен и разговаривали на древнем иранском диалекте. Часть кочевых Аланов решили продолжить свой путь, а часть остались на современной территории Осетии еще в I веке нашей эры.

С этого времени начинается зарождаться осетинская кухня. Кухня кочевых скифов начинается трансформироваться в блюда осетинской кухни. Главной причиной становится оседлый образ жизни на одной территории. Теперь главным в рационе осетин становится мясо.

Мясные блюда осетинской кухни разнообразны и изготавливаются различными способами. Наиболее любимо и популярно в Осетии мясо, приготовленное в казане на открытом огне. К мясу подают отменный сметанный соус Цахдон или Нурыдзахдон, пряный и одновременно очень острый на вкус.

Осетины используют в своей национальной кухне мясо домашней говядины или баранины. Аланы поселившись на Кавказе стали выращивать домашний скот и птицу. Их потомки осетины продолжают славные традиции прадедов. Как и столетия тому назад осетины предпочитают варить мясные туши целиком или нарезать мясо большими кусками.

Мясо долго томят на огне, добавляя пряности и приправы. Подают мясо в Осетии преимущественно с острыми чесночными соусами с добавлением черемши или с овощами. Обязательным вторым блюдом для осетинской кухни являются национальные пироги с мясными начинками.

Рецепт пирога Чъиритæ известен каждой осетинской хозяйке. Мясной осетинский пирог пекут из пшеничной муки, в качестве начинки может использоваться мясо говядины, баранина или домашней птицы. Среди мясных рецептов осетинской кухни можно выделить чуреки, которые изготавливают из смеси кукурузной и пшеничной муки.

Обычно гостю подавали сразу три пирога или более. В Осетии это считается знаком уважения и расположения к человеку. Что примечательно настоящий рецепт осетинских пирогов не предполагает использовать для приготовления теста маргарина или яиц. Еще в начале прошлого века осетинские хозяйки делали тесто для мясных пирогов Фыдчин только из пшеничной муки и воды или сыворотки.

Так называемое пресное тесто в наше время уже не пользуется популярностью в Осетии. Помимо мясной начинки знаменитые осетинские пироги начиняют овощами, к примеру картофелем, тыквой, капустой или свякольными листьями. Часто для начинки используют домашний осетинский сыр Уæлибах.

Скудный рацион горцев, которые живут в Осетии обычно ограничивался блюдами из мяса и хлеба. Национальными напитками в осетинской кухне считаются ронг (на основе меда), арака, тутыра, брага и квас. Осетины всегда разводили домашний скот, поэтому в их рационе присутствует молоко.

В Российской Федерации и в странах Кавказа широко известно осетинское пиво. Пиво в Осетии отличается достойными вкусовыми качествами. Осетины верят, что рецепт этого хмельного напитка подарил им сам Шатана или Сатеник, древний герой известного памятника осетинской литературы - Нартовского Эпоса.