Какой из сказочных коней был крылатым. Самые известные лошади - от Буцефала до Лошарика - Locals. мифический крылатый конь

Все уже знают, что 2014 – год лошади. И, наверняка, многие из вас в новогоднюю ночь наденут что-то с лошадиным принтом или нацепят маску, а то и целую голову лошади. Чтобы не отвечать на вопрос «ты кто?» избитой фразой «конь в пальто», мы предлагаем быстро изучить список самых известных лошадей и найти в нем себя. И, в конце концов, перестать путать Буцефала с Боливаром!

ПЕГАС

Любимец муз, крылатый жеребец Пегас согласно древнегреческим мифам родился из крови Горгоны Медузы, когда ей отрубили голову. Был конем Персея в эпизоде спасения Андромеды и соучастником Беллерофонта в убийстве Химеры. Конь летал со скоростью ветра, а перед этим разгонялся по земле и копытами выбивал источники. Так возник знаменитый источник Гиппокрена у рощи Муз, из которого поэты черпали вдохновение. А еще Пегас доставлял молнии и громы от Гефеста Зевсу на Олимп. Тамплиеры размещали изображение крылатого коня на своем гербе как символ созерцания, красноречия и славы.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ

Из школьного курса истории все помнят, что именно этот конь помог грекам выиграть войну, которая началась из-за того, что Парис украл Елену, жену греческого царя Менелая. Греки поплыли в Трою, осадили город, построили деревянного коня, внутри которого по одним данным спрятались 50 лучших воинов Спарты, по другим – 100, по третьим – 23 или вообще девять. Наивные троянцы, приняв огромного коня у ворот за дар, внесли его в город, а ночью из коня вылезли воины, открыли ворота остальному войску и овладели Троей. Полустишие Вергилия «бойтесь данайцев, даже дары приносящих» вошло в поговорку, а выражение «троянский конь» теперь употребляется в значении коварного замысла.

БУЦЕФАЛ

Буцефал (с греческого «бычьеголовый») - любимый конь Александра Македонского. По легенде, в десятилетнем возрасте царевич Александр единственный смог укротить этого коня, и с тех пор только ему Буцефал позволял на себе ездить. Более того, конь всегда становился на колени, когда его подводили к хозяину. Александр безумно любил Буцефала, берег его и в боях не использовал. По легенде, персидские варвары похитили Буцефала, но когда Александр пригрозил им полным истреблением, сразу вернули хозяину. Кстати, говорят, что это прозвище на самом деле дали Александру его недруги, а он перевел стрелки на коня из-за его непропорционального телосложения. А еще считается, что Буцефал не боялся ничего, кроме своей тени.

ЕДИНОРОГ

Это мифическое существо символизирует целомудрие. Присутствует во многих мифологических системах – чаще с телом лошади, реже – козла, оленя или быка, и местами даже с крыльями. Самый необычный единорог персидский - в виде трехногого белого осла с шестью глазами, девятью ртами и золотым рогом. Но мы привыкли к белому, с синими глазами. Легенды утверждают, что он неутолим, когда его преследуют, но покорно ложится на землю, если к нему приблизится девственница. Вообще, мол, единорога поймать невозможно, а если и удастся, то удержать его можно только золотой уздечкой. Вся его сила, естественно, заключена в роге, и ему же приписываются целебные свойства при лечении различных болезней и укусов змей. Питаются единороги цветами, а пьют утреннюю росу. Еще они ищут маленькие озерца в глубинах леса, в которых купаются, от чего вода становится очень чистой и обретает целебные свойства.

КЕНТАВР

По греческой мифологии – это дикие смертные существа с головой и торсом человека на теле лошади. Обычно сопровождают Диониса, отличаются буйным нравом и невоздержанностью. В мифах кентавры то являются воспитателями героев, то, наоборот, враждебны им. Самым мудрым кентавром считался Хирон, который почти всегда был одет, что подчеркивало его близость к людям. Иногда и передние ноги у кентавров были человеческими – для усиления цивилизованности. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из их племени. Как-то раз лапифы пригласили кентавров на свадьбу, и захмелевший гость оскорбил невесту, затеяв знаменитую “кентавромахию”. Кентавры бежали побежденные, и потом большая их часть была убита Гераклом, а те, кто спаслись, заслушались сирен, перестали есть и умерли от голода. Как правило, кентавр обнажен и вооружен, а на особо древних изображениях наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.

КИННАР

Это кентавр наоборот: туловище человека, голова лошади. Киннары – полубожественные крылатые существа. В первой книге “Махабхараты” говорится, что киннары находились в услужении у Индры и были небесными музыкантами и певцами.

ИНЦИТАТ

Любимый конь императора Калигулы. Согласно легенде, Калигула сначала сделал коня гражданином Рима, потом назначил римским сенатором. Говорят, Калигула успел бы и сделать коня консулом, если бы не был убит. Он так любил этого жеребца, что построил ему конюшню из мрамора и слоновой кости с золотой поилкой. Затем он отвёл ему дворец с прислугой и утварью. Калигула объявил Инцитата «воплощением всех богов» и приказал почитать его. После убийства императора в защиту коня было сказано, что он, в отличие от других сенаторов, никого не убил и не дал императору ни одного дурного совета. Но была одна проблема: по закону до окончания срока полномочий никого из сената, даже коня, выгнать было нельзя. Тогда Инцитату урезали жалованье, и он был выведен из состава сената как непроходящий по финансовому цензу.

КОНЬ ВЕЩЕГО ОЛЕГА

Самый подлый конь в истории. По преданию, волхвы предсказали князю Олегу, что он умрет от своего любимого жеребца. Олег приказал увести коня, прожил без него много лет и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда тот давно умер. Олег посмеялся и захотел посмотреть на кости, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?» В тот момент из черепа вылезла змея и смертельно ужалила князя.

ЛОШАДЬ ИЗ ИГРЫ «СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ»

БОЛИВАР

Это из рассказа «Дороги, которые мы выбираем» («Roads We Take», 1910) американского писателя О. Генри. Боливар - кличка коня, на котором могли бы спастись двое друзей, но один из них, по имени Додсон, по прозвищу Акула, бросил друга и спасся на коне сам. В свое оправдание он сказал: «Боливар не вынесет двоих». Позже, когда Додсон стал крупным предпринимателем, эти слова стали его девизом, которым он руководствовался в отношениях со своими деловыми партнерами. Короче, либо ты, либо тебя.

КОНЁК-ГОРБУНОК

Маленький, горбатый, но очень резвый и умный коняшка из одноименной сказки Ершова. Как водится, помогал Ивану во всех делах, защищал, развлекал. Мало кто знает, но сказка испытала на себе все превратности цензуры – сначала выходила с поправками, а в 1843 году была полностью запрещена и 13 лет не издавалась. Пушкин «Конька-горбунка» хвалил, а Белинский заявлял, что сказка «не имеет не только никакого художественного достоинства, но даже и достоинства забавного фарса».

КРАСНЫЙ КОНЬ

«Купание красного коня» - известная картина Кузьмы Петрова-Водкина, написанная в 1912 году и принесшая ему известность. Коня Петров-Водкин писал с реального жеребца по имени Мальчик, а для создания образа наездника художник использовал черты своего ученика, очень красивого юноши – художника Калмыкова. Более того, именно работа Калмыкова с купающимися в воде красными конями, возможно, и сподвигла Петрова-Водкина на свой шедевр. Говорят, конь сначала был написан гнедым, а потом цвет был изменен на красный для большего сходства с колористикой икон. Сейчас – в Третьяковке.

ХОЛСТОМЕР

Старый, больной, умудренный опытом конь из повести Льва Толстого. На самом деле мерина звали «Мужик Первый», а Холстомер – прозвище. В повести он от первого лица рассказывает другим лошадям свою историю. Из-за дефекта породы Холстомер с самого детства считался второсортным, хотя был быстр. Однажды он влюбился в кобылу, но был тут же кастрирован. Затем Холстомера подарили конюшему, но он оказался резвее графского, и его продали, и потом еще не раз. Холстомера забил в овраге коновал, но его шкура и мясо пригодились кому-то, в то время как один из его хозяев, офицер, хоть и был похоронен с помпой, но прожил никчемную, в общем-то, жизнь. Повесть была написана в 1886 на основе реальной истории.

БЕЛОГРИВЫЕ ЛОШАДКИ


Любимый всеми советскими детьми мультфильм о том, как Медвежонок подарил друзьям новую страну – Тилимилитрямдию. (Экран, 1980 г.)

КОНИ ВСАДНИКОВ АПОКАЛИПСИСА

Всадники апокалипсиса – термин из шестой главы Откровений Иоанна Богослова, последней из книг Нового Завета. До сих пор нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников, однако их часто именуют Чума (на белом коне), Война (на рыжем), Голод (на вороном) и Смерть (на бледном). Кстати, упоминаются в песнях: Metallica “The Four Horsemen”, АлисА “Всадники”, Rammstein “Der Meister”.

ЛОШАРИК

Лошарик – маленькая лошадка, сделанная из жонглерских шариков, озвученная в мультфильме 1971 года Риной Зеленой. Мультик, на самом деле, философский: Лошарик отличается от «настоящих» животных цирка, поэтому те постоянно над ним насмехаются, сомневаясь в его артистическом таланте. Более того, они просто отказываются с ним выступать! Жонглер расстроен и тоже разрывает с Лошариком все отношения, и коняшка уходит из цирка. Но зрители возмущены, потому что любили Лошарика, и вот жонглер, выступая, подкидывает свои шарики и по привычке снова складывает Лошарика. Мир, дружба, аплодисменты. Аниматор мульта – Юрий Норштейн («Ежик в тумане»).

НОЧНАЯ КОБЫЛА

Это не то, что вы подумали. Мало кто знает, что английское слово “nightmare” (кошмар) дословно переводится как “ночная кобыла”. История восходит к Древней Греции, где в храмах Великой матери существовали две касты жриц: жрицы дня в красных одеждах и жрицы ночи (ламии) – в черных. Одежда жриц была облегающей сетью, сплетённой из конских волос, а в волосы жрицы вплетали конские волосы. Ламии выходили из храма только по ночам.
В жрицы выбирали только самых красивых и страстных женщин, искусных в любви. Любой мужчина мог пожелать такую, но чтобы овладеть жрицей, мужчина должен был разорвать сеть на ее теле голыми руками. Конский волос – очень прочен, и только в приступе безумной страсти сильный мужчина мог сделать подобное. Если же у него не хватало сил, то кара следовала незамедлительно. В случае с дневной жрицей, неудачника кастрировали, ламии же дарили неудачнику поцелуй и в это время вонзали кинжал, служивший заколкой в волосах, в спину, убивая мгновенно. Ламия – это и есть прообраз ночной кобылы. В Греции и Риме считалось, что ночью вороная кобыла появляется на перекрёстках, и человека, увидевшего её, ждёт или немедленная смерть, или великая любовь. Таким образом, ламии из жриц превратились в ночные привидения. Римляне принесли это с собой в Британию, где слово mare – кобыла – также означает и девушка на древнеанглийском.

КОНЬ В ПАЛЬТО

Знаменитый конь из народного фольклора. Ему даже установлен памятник – в центре Сочи. Вальяжный конь в дорогом английском пальто, с чашей вина и фирменной трубкой в прокуренных лошадиных зубах, сидит, вытянув передние конечности. Конь улыбается широкой лошадиной улыбкой: жизнь, мол, удалась! Памятник создан с помощью кузнечного горна, молота, кувалды и сварочного аппарата из куска водопроводной трубы весом более 80 кг. Все это обошлось в 120 тысяч рублей и было профинансировано одним добрым человеком, а потом памятник был куплен городом Сочи.

ЛОШАДЬ ПРЖЕВАЛЬСКОГО

Это дикая лошадь. В отличие от других лошадей, у неё нет челки, короткая стоячая грива и длинные волосы на хвосте растут не от самого основания хвоста, а только на нижней его половине. Еще у неё длинная волнистая шерсть и голова крупнее, чем у обычной лошади. Лошадь названа по имени человека, открывшего этот вид – Николая Пржевальского, русского путешественника и натуралиста, в Центральной Азии заметившего неизвестное науке животное. В мире насчитывается около 2 000 особей, а племенную книгу лошадей Пржевальского ведет Пражский зоопарк. В начале 1990-х несколько лошадей в качестве эксперимента были выпущены в украинскую зону отчуждения Чернобыльской АЭС, где они, на удивление, стали активно размножаться.

РОСИНАНТ

Имя коня Дон Кихота. Герой долго выбирал имя своей лошади, т.к. оно должно было указывать на её прошлое и настоящее, соответствуя новому роду деятельности и статусу хозяина. В итоге он остановился на имени Росинант («росин» - кляча; «анте» - прежде) - «имени, поясняющем, что прежде конь этот был обыкновенной клячей, ныне же, опередив всех остальных, стал первой клячей в мире». Как известно, была тощей до ужаса.

ПОНИ

Например, из известного советского мультфильма «Пони бегает по кругу». Он о том, как в зоопарке жил маленький пони, который катал детей и мечтал участвовать в военном параде. Однажды в зоопарк пришел генерал и решил покататься на пони. Во время катания генерал вспомнил своё детство и представил себя маленьким мальчиком. А пони осознал, что его работа - дарить радость детям и взрослым, и то, что он делает, не менее важно, чем участие в парадах.

КОНЬ ПЕДАЛЬНЫЙ

История его известна благодаря найденным при раскопках дневникам Александра Македонского. До Буцефала (см. выше) Александр не ездил на живых лошадях, т.к его отец очень переживал, что царевич себе что-то повредит. Ему построили деревянного коня с колёсами, приводимого в движение педалями. Таких же коней смастерили и для его друзей, и они устраивали битвы на педальных конях, имитируя реальные сражения. Возможно, благодаря этому, Александр и стал искусным полководцем. Но сейчас это словосочетание означает человека недалекого, туповатого и упрямого. А все потому, что в 50-х годах прошлого века в недрах оборонной промышленности СССР сконструировали лошадку, совмещавшую колесики и дефицитный велосипед. Товар получил название «конь педальный», но вскоре был снят с производства, как не функциональный. А само название ушло в народ, став одним из символов человеческой глупости.

СПИРИТ

Лошадь из американского мультфильма студии DreamWorks Animation. В 1870-х годах шли кровопролитные сражения между американской нацией и индейцами, а на берегах американской реки Симаррона родился жеребенок, которого в конце назовут Спиритом. Когда вырос, он стал вожаком табуна. И было бы всё хорошо, если бы однажды жеребец не решил проверить, что за огонёк виднеется вдалеке и не попал в плен к людям. Но, естественно, своей несгибаемой волей он превосходит всех, кто пытается его покорить. Это полностью нарисованный фильм, который был номинирован в нескольких категориях «Оскар», но ни одной награды так и не получил.

КОНИ НА АНИЧКОВОМ МОСТУ

Аничков мост – одна из визитных карточек Санкт-Петербурга. В плане общей архитектуры – ничего особенного, но скульптурная группа Клодта «Укрощение коня человеком» сделала этот мост знаменитым. Ну, а сами кони знамениты многим. В том числе тем, что вместо гениталий одного из них автор изобразил профиль Наполеона. А все дело в том, что в свое время император омрачил Клодту медовый месяц весьма настойчивыми ухаживаниями за его молодой женой.

СИВКА-БУРКА

“Сивка-бурка, вещая каурка” – каноничный персонаж-помощник в русских народных сказках. Объяснение: сивка – белый, бурка – темно-рыжий, вещий – мудрый, предвидящий будущее, каурый – огненно-рыжий. Это красивый богатырский конь (не путать с Коньком-Горбунком).

ПЕРВАЯ КИНОЛОШАДЬ

Это первая лошадь, которую засняли скачущей. Кто-то с кем-то поспорил, что лошадь, когда скачет, от земли не отрывается, а второй говорил, что она на галопе подлетает. Кинокамер тогда ещё не было, поэтому они поставили вдоль стенки множество фотоаппаратов с веревками. Жокей проскакал на лошади вдоль стены, обрывая эти верёвочки, и получилась куча снимков, из которых составили движущийся фильм и доказали фазу полёта. По сути, эта лошадь сыграла важную роль в становлении кинематографа.

ГУИНГНМ

Это вымышленная лошадь, обладающая разумом, сходным человеческому. Страна гуигнгнмов описана в четвертой части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера». Гуигнгнмы - вегетарианцы, питались овсом и молочными продуктами. Главные их добродетели - дружба и доброжелательность ко всем своим собратьям. Они никогда не лгут, и в языке гуигнгнмов вовсе нет слов, обозначающих «ложь» и «обман». Они не знают болезней, умирают без страданий. Часть гуигнгнмов, менее одарённая природой, работали слугами, но это единственное социальное неравенство в их обществе.

ЛОШАДИ ЛИВАЙЗ

Это лошади со знаменитого лейбла, появившегося на джинсах Levi’s в 1886 году. Согласно легенде, создатели марки прослышали о том, как один машинист связал вагоны джинсами, когда у них во время пути порвало сцепку, и благополучно добрался до ближайшей станции. Тогда владельцы бренда решили провести подобный эксперимент и успешно испытали свои джинсы на прочность лошадьми.

ТРИ БЕЛЫХ КОНЯ

Выбирай любого. А в принципе, как сказал Маяковский, “все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь”. Особенно в наступающем году.

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнёт ковыль...

А.Блок

Конь, лошадь играют важную роль во многих мифологических системах. Являются атрибутом (или образом) ряда божеств. Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).

Конь в традиции многих народов почитается как священное животное. Он выступает необходимым атрибутом высших языческих богов и одновременно является хтоническим существом, связанным с культом плодородия и смертью. У славян (и не только у них) ряженые конём участвовали в календарных обрядах, в том числе, Коляде, Святках и т.д. «Словарь славянской мифологии» сообщает:
«...Конь одинаково считался детищем Белобога (стихия света) и Чернобога (стихия мрака), причем, доброму богу посвящался белый конь, а злому - черный. С разделением власти над миром и всеми явлениями его бытия белые кони передаются в народном воображении богу-солнцу, богу-громовнику (сначала Перуну, потом Святовиду и, наконец, Светловиду-Яриле), черные же становятся собственностью Стрибога и всех буйных ветров - стрибожьих внуков. Солнце - это небесный конь, в продолжение дня обегающий небо из конца в конец и отдыхающий ночью».

Коньки на крышах русских изб ставятся и по сию пору как знак солнечный, призывающий урожай, а следовательно, и достаток в дом. А в прежние времена при строительстве дома в фундамент закладывали коня, при переносе же дома череп его доставали из земли и зарывали под фундаментом на новом месте. Городскую стену ставили таким же образом.

В древнерусской языческой мифологии Конь - одно из наиболее почитаемых священных животных, атрибут высших языческих богов, особые существа, связанные одновременно с производительной силой земли (воды) и умерщвляющей потенцией преисподней. В Древней Руси считали, что конь наделен способностью предвещать судьбу, и прежде всего смерть, своему хозяину. В языческие времена коня хоронили вместе с хозяином.
Почитание коня в России было таково, что даже в христианские времена ему были установлены особые святые покровители и конские праздники. Покровителями лошадей считались св. Николай Чудотворец, свв. Флор и Лавр, св. Георгий Победоносец и св. Илья Пророк. Особые «конские праздники» отмечали в день памяти свв. Флора и Лавра и на вешний Юрьев день.

В индийских Упанишадах описан ритуал приношения коня в жертву богам. Подобное присутствует и в «Шатапатха-брахмане», «Ваджасанейи-Самхите» Яджурведы, где указывается на сотворение мира из частей коня при его жертвоприношении.

Поклонялись коням и зороастрийцы, в мифологии которых колесница бога Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. А громовержец Тиштрия, олицетворяющий Сириус, по преданию, каждый год спускается с неба в виде белого златоухого коня на битву с демоном засухи Апаоши, выступающем в образе коня чёрного, облезлого, безобразного. От исхода их сражения, по верованиям иранцев, зависело, будут ли дожди, следовательно, плодородие и сама жизнь.

В коми-пермяцкой традиции кони являются держателями земли: «На трёх конях земля держится: черном (вороном), красном и белом. Когда чёрный конь держит - на земле голод и мор, когда белый - на земле сплошные войны и смерти, когда красный - царит мир, спокойствие и благополучие».

В Китае лошадь олицетворяет небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование. В Японии богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать появляется либо в виде белой лошади, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.

Буддизм считает коня символом неразрушимости, скрытой природы вещей. Крылатый конь Туча является одним из образов Авалокитешвары. Еще один крылатый конь, Пегас, представлен в античной мифологии. Он был сыном Посейдона и Медузы. Посейдон вообще считается творцом, отцом или дарителем лошадей. Однажды он преследовал Деметру, воспылав к ней любовью. Пытаясь ускользнуть, та превратилась в лошадь, но он принял облик коня и сумел добиться своего. От этого брака родился Арион, божественный конь, умевший говорить.

В римском пантеоне существовала позаимствованная у кельтов богиня-защитница лошадей по имени Эпона, связанная с плодородием, изобилием, врачеванием и в то же время - с культом смерти (выполняя роль проводника и стража умерших душ при переходе в царство мёртвых). У кельтов вообще немало было связано с лошадьми. В Ирландии и Уэльсе слово «лошадь» (ирл. Ech) присутствует в именах множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд ("Эохо конская голова").

Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности - с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.

В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи - это боевые кони Валькирий.

В христианстве конь символизирует Солнце, смелость, благородство. Он является эмблемой святых (Георгия и др.). Наконец, четыре коня Апокалипсиса - это война, смерть, голод и эпидемия.

Являясь символом Солнца или солнечного бога, конь постепенно стал атрибутом царской власти. Но как же может солярный символ быть связанным с культом смерти? Да очень просто: как Солнце совершает круговорот через дневную и ночную сторону мира, так и конь должен пронести своего всадника через смерть к новому перерождению, к новой жизни.

У народов Кавказа (абхазов, осетин и др.) конь участвует в похоронно-поминальных обрядах, в частности, его посвящают усопшему, обводя вокруг тела, вкладывая узду в руку покойного и надрезая ухо коню или выстригая волосы. В день поминок на ствол ветвистого дерева вывешивались круги нутряного сала животных и куски мяса, а под ним устраивали костёр. Всадники на скачках состязались в искусстве выхватывания из пламени костра сала и мяса, победителю вручался баран, которого тот приносил в памятную жертву. Впрочем, общеизвестны и обычаи конных игр на свадьбах, в календарных праздниках и т.д.

Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность - везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на "бледном коне"; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.

Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.

Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал - "жертвоприношение коня", ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера - конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.

Шаманская традиция:
Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь - прежде всего перевозчик душ и погребальное животное - используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских "мужских союзов". Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.

В течение всей истории лошадям приписывали дар ясновидения, который позволяет им видеть невидимую опасность. Поэтому их считают особенно восприимчивыми к заговорам ведьм. В прошлые времена ведьмы брали их ночью, чтобы отправиться на шабаш, они долго носились на них и возвращали на рассвете измученными и покрытыми потом и пеной. Чтобы помешать "скачкам ведьм", колдовству и сглазу, владельцы лошадей клали брелки и амулеты в стойла и прикрепляли медные колокольчики на их поводья. Во время охоты на ведьм верили, что дьявол и ведьма могли превращаться в лошадей

Единорог. Является одним из самых романтизированных образов и в различных культурах имеет различные названия, внешний вид и атрибуты. Одним из самых популярных воплощений единорога в современной западной культуре является белый конь с длинным, часто золотым рогом, растущим из лба. В восточной культуре единорога изображают как нечто среднее между лошадью и козой с конечностями парнокопытного и козлиной бородой. Японский единорог называется "кирин", а в Китае его зовут "ки-лин". Оба слова происходят от еврейского "ре"ем", что означает "один рог". Греческий историк Ктесиас писал в 398 году до н.э. о единорогах следующее: внешне он напоминает дикого быка, величиной с лошадь, имеет белое туловище, темно-красную голову, голубые глаза и один рог. Вероятно, такое описание появилось в результате красочных рассказов путешественников, которые представляли себе единорога как нечто среднее между диким быком, гималайской антилопой и индийским носорогом.

Рогу единорога приписывали различные волшебные качества. Например, возможность исцелять больных и раненых и даже воскрешать мертвых. На некоторых изображениях рог белый у корня, черный посередине и с красным острием. В одной средневековой сказке говорится о единороге, который опустил свой рог в отравленную воду, тем самым, очистив ее и, дав животным напиться. Вероятно, отсюда произошла традиция благородных и королевских семей пить из сосудов в виде рога единорога, тем самым, оберегая себя от опасности отравления.

В западной культуре единорог считается недоступным диким животным, в восточных, наоборот, ласковым и покорным существом.

Подобное мифологическое животное, которое называется индрик, есть и русском фольклоре. У индрика было два рога, он жил на святой горе и был повелителем всех зверей и владетелем вод.

Кентавры являются очень популярными мифологическими персонажами. От головы до бедер они имеют тело человека, а остальная часть - коня. Древние народы считали кентавров светлыми и добрыми существами, творящими добро. Исключением из этого стала греческая легенда, рассказывающая о нескольких кентаврах, которых пригласили на пир, где они перебрали вина и учинили битву, в результате которой погибло множество кентавров.

Самым известным кентавром был Хирон, который получил образование у Аполлона и Артемиды, и был прекрасным охотником, скотоводом, целителем и прорицателем. По легенде Хирон стал учителем великого воина Ахилла. Этот кентавр пользовался таким уважением у богов, что после смерти Зевс взял его на небо и превратил в созвездие стрельца.

Троянский конь был огромным полым деревянным конем, который помог грекам завоевать Трою. Троянский принц Парис полюбил красавицу Елену, жену грека Менелая, похитил ее и увез в свое царство. В отместку Менелай собрал огромное греческое войско и приступил к осаде Трое, которая длилась десять лет. Наконец хитроумному Одиссею пришла в голову мысль о том, как перехитрить троянцев. Он предложил изготовить огромного деревянного коня и забраться во внутрь греческому войску, перед этим сделав вид, что оно отбыло на родину, а оставленный конь - дар богам. Троянцы поверили, открыли ворота и затащили в город коня. Греки выбрались из него и захватили город. С тех пор выражение "троянский конь" является нарицательным названием, что означает "хитрость, уловка".

А сказочные кони («Золотой конь», «Сивка-Бурка», «Конёк-горбунок», конь Ильи Муромца, наконец)! Им подвластны пространство и время, присуща способность переносить героя не только на громадные расстояния - «выше лесу стоячего, ниже облака ходячего», но и между мирами. Кроме того, они преображают героя, который, например, пролезая из левого конского уха в правое, превращается из оборванца в царевича. К тому же являются верными спутниками, выручают даже после гибели, находя живую и мёртвую воду и т.п., а значит, помогают пройти и преодолеть смерть.

Давно прошли древние времена, да и те, в которые лошади были главным средством передвижения и основной тягловой силой - тоже. Нет, они не стали бесполезными, а красота облика и выразительность взгляда сохранили притягательность и для нас...

Гляди: вон там, на той скале - Пегас!
Да, это он, сияющий и бурный!
Приветствуй эти горы. День погас,
а ночи нет... Приветствуй час пурпурный.
Над крутизной огромный белый конь,
как лебедь, плещет белыми крылами, -
и вот взвился, и в тучи, над скалами,
плеснул копыт серебряный огонь…
Ударил в них, прожег одну, другую
и в исступленном пурпуре исчез.
Настала ночь. Нет мира, нет небес, -
все - только ночь. Приветствуй ночь нагую.
Вглядись в нее: копыта след крутой
узнай в звезде, упавшей молчаливо.
И Млечный Путь плывет над темнотой
воздушною распущенною гривой.

Познавательная викторина о лошадях детей школьного возраста.

Викторина для школьников «Ах, вы кони, кони-звери»

Викторина для школьников с ответами

1. До татаро-монгольского нашествия слова «лошадь» в русском языке не было. Пришло оно к нам от тюркского «алаша» и означало любое вьючное животное. Вначале заимствованное слово употреблялось только применительно к крестьянской рабочей лошади. Ратных, военных называли по-прежнему. Как? (Конь)

2. Слова «шевалье» и «кавалер» — родственники. Как можно их перевести на русский язык одним словом? (Всадник. Конник. «Шевалье» — «лошадь» по- французски, «кабальо» — лошадь по-испански)

3. Удила, подпруга, седло, стремя, повод, налобник, шоры... Как все это можно назвать одним словом? (Сбруя)

4. Когда человек несет всякую чушь, говорят: «Это бред сивой кобылы». А какой это цвет, сивый? (Черный с проседью)

5. Назовите лошадей американских прерий. (Мустанги)

6. Послушайте описание лошади и назовите ее:

«На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами». (Конек-Горбунок)

9. Как называется главный конь, ведущий в тройке, запрягаемый в центре между пристяжными? (Коренник или коренной)

10. Назовите «лошадиную» фамилию из рассказа Антона Павловича Чехова. (Овсов)

11. Как называется...

➣ ... знахарь, лечащий лошадей? (Коновал)

➣ ... помещение для лошадей? (Конюшня)

➣ ... отгороженное место для одной лошади? (Стойло)

➣ ... войско на конях? (Конница, кавалерия)

➣ ... человек, ворующий лошадей? (Конокрад)

➣ ... стойка для привязывания лошадей? (Коновязь)

➣ ... человек, ухаживающий за лошадью? (Конюх)

➣ ... большой лошадиный коллектив? (Табун)

➣ ... напиток из молока кобылицы? (Кумыс)

➣ ... ход, пробежка лошади? (Аллюр)

12. Какую крылатую лошадь боготворят все поэты? (Пегас)

13. Как в греческой мифологии называлось существо, у которого туловище лошади, а вместо головы — торс человека? (Кентавр)

14. Как такое же существо называли древние славяне? (Полуконь или Полкан)

15. В каком городе России больше всего каменных лошадей? (В Санкт-Петербурге)

16. Как звали лошадь Дон Кихота? (Росинант)

17. Из какой сказки эти кони:

«Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой,

Хвост струится золотой,

И алмазные копыта

Крупным жемчугом обиты»? («Конек-Горбунок» Петра Ершова)

18. Какой литературный герой мог ездить даже на половине лошади? (Барон Мюнхгаузен)

19. Из какой поэмы Александра Сергеевича Пушкина эта строка: «Но примешь ты смерть от коня своего»? («Песнь о Вещем Олеге»)

20. В какой сказке Иван приказывает своему коню: «Встань передо мной, как лист перед травой!»? («Сивка-бурка»)

21. Какая сказочная девочка была настолько сильна, что могла поднять лошадь? (Пеппи Длинныйчулок)

22. В какой повести Николая Носова два мальчика — Петя и Витя — исполняли на сцене роль коня? («Витя Малеев в школе и дома»)

23. Как звали мальчика — того самого «мужичка с ноготок», который под уздцы вел лошадку в поэме Николая Некрасова «Крестьянские дети»? (Влас)

25. Лошадь преодолевает большее расстояние, когда бежит рысью или галопом? (Галопом)

26. Как называется самый быстрый галоп? (Карьер или намет)

27. Назовите имя любимого коня Александра Македонского. (Буцефал, что значит «Бычьеголовый»)

28. Самая древняя форма подков — «башмаки» — делалась из лыка или конопли. А какие «подковы» были у лошадей в армии Чингисхана? (Копыта были обмотаны кожей)

«По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит»? (Александр Сергеевич Пушкин)

30. То, каким изображался конь в скульптуре, часто говорило о судьбе его всадника. О чем свидетельствует то, что конь стоит на четырех ногах? На трех? На двух? (На двух ногах — всадник погиб в бою; на трех ногах — всадник был ранен; на четырех ногах — хозяин умер своей смертью)

31. Какая страна еще двадцать лет назад была мировым лидером по плотности лошадиного поголовья — 180 лошадей на 100 жителей? (Монголия. Сейчас на каждого монгола приходится 0,9 лошади)

32. Капля какого яда способна убить лошадь? (Никотин)

33. Как называется самое маленькое по размерам животное семейства лошадиных? (Аргентинская лошадь. Высота ее — сорок сантиметров, вес — не более двадцати килограммов)

34. Кто из римских императоров хотел ввести в состав Сената своего любимого коня? (Калигула)

35. Из какой пьесы Шекспира эта цитата: «Коня! Коня! Полцарства за коня!» (Ричард Третий)

36. Мустанг — это дикая лошадь или одичавшая домашняя? (Одичавшая)

37. Как звали троянского жреца, который предупреждал об опасности, таящейся в оставленном греками деревянном коне? (Лаокоон)

38. В 1795 году на острове Сицилия скончался князь Караманико, бывший там вице-королем. Когда по улицам шла похоронная процессия, два пажа вели за катафалком боевого коня князя. И уже в начале траурного пути к животному подошел старший конюший и ланцетом перерезал ему шейную артерию. Конь встряхнул головой и продолжал путь. Тонкая, но непрерывная струйка крови стекала с его шеи на грудь и оставляла след на мостовой. На кладбище гроб опустили в могилу и прикрыли ее большой каменной плитой. И тут же умиравший конь, потерявший в пути половину крови, рухнул на плиту и испустил дух. Это был отголосок воинственного и поэтического обычая средневековья. Какого? (Коню нельзя пережить своего господина. А затем еще сорок две лошади из конюшен князя были заколоты над трупом первой)

39. На гербах каких стран изображены лошади? (Венесуэла, Верхняя Вольта, Канада, Нигерия, Уругвай)

40. Какую обувь делали своим коням древние римляне? (Кожаные ботинки с железными каблуками)

41. Зачем в прошлые века люди прикрепляли черепа коней над входной дверью или на крышах домов? (Люди верили, что лошади отпугивают злых духов)

42. В 1525 году, во время одного из походов, любимый конь Кортеса, Моросильо, поранил ногу. Кортес вынужден был оставить раненого коня на излечение в городе Тайясале. Жрецы майя поместили коня в самое почетное помещение — в храм, обложили его благоухающими цветами и принесли ему много еды. Однако конь все-таки сдох, несмотря на то, что его нога зажила. Отчего же умер еще не старый конь? (От голода. Индейцы племени майя, раньше не видевшие лошадей, приносили ему в качестве еды мясо)

43. За что в средние века судили и даже казнили лошадей? (За то, что они споткнулись под вельможей)

44. Один знахарь в старое время отомстил досадившему мужику тем, что намазал его ворота неким веществом. После этого лошадь мужика не захотела входить в ворота, забилась, взмылилась. Что же это было за вещество? (Медвежье сало. Лошади очень чутко и на большом расстоянии улавливают запах хищных зверей)

45. На коне какого цвета Святой Николай развозил по сиротскими домам детям подарки? (Белого)

46. В древних китайских сочинениях сказано, что весной полагается приносить жертвы Ма-цзу — прародителю лошадей, летом — Сянь-му — первому пастуху лошадей, зимой — Ма-бу — духу конских болезней. А осенью жертвы следует приносить Ма-шэ, который, как легко догадаться, тоже имеет отношение к лошадям. Кем же был Ма-шэ? (Первым всадником)

47. Верите ли вы, что первых лошадей завезли на американский континент на каравеллах Колумба? (Нет. Испанский конкистадор Франсиско Васкес де Корона- до в 1540 году впервые привез лошадей на территорию нынешних Соединенных Штатов Америки)

48. Почему коньки так называются? (Ну, во-первых, на них ездят, а во-вторых, раньше переднюю часть коньков часто украшали головой коня)

49. У какого народа единицей длины считался дневной конский переход? (У монголов)

Лошади в мифах Европы, Азии, Америки
В мифологии многих народов лошади принадлежит особое место, объясняющееся ее ролью в хозяйстве и передвижениях древних.
Лошадь является атрибутом и спутником многих божеств. На Коне передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в другой) боги и герои.
Лошадь - динамичный символ бурлящux жизненных сил и скорости, воплощение природной грации и красоты.
В древних мифах можно леrко обнаружить следы и приметить rордую поступь множества удивительных коней.

О лошадях в античных мифах было рассказано в 1 части.
Лошади в мифах ч1

Итак - о лошадях в мифах, легендах и сказках народов мира
Лошади в мифах Европы

Начнем со сказочного коня - Единорога

Немаловажную роль играл единорог в средневековых легендах и сказках; на нём ездили волшебники и волшебницы; только девственница могла его укротить, и тогда он делался ручным.
А если удастся поймать единорога, то удержать его можно только золотой уздечкой.
Доменикино . Дева с единорогом (фрагмент фрески, )

Символика
Для алхимиков стремительный единорог символизировал ртуть.
В московском государстве единорог стал символом книжной учености, его изображение украшало фасад Печатного двора на Никольской улице.
Печать Ивана Грозного

В сочинениях христианских писателей это легендарное существо упоминалось как символ Благовещенья (см. Мистическая охота на единорога). В средние века единорог выступал эмблемой Девы Марии .
Мистическая охота на единорога — аллегорическое изображение евангельской истории Благовещения Девы Марии , получившее распространение в западноевропейском искусстве позднего средневековья .
Единорог изображается либо с головой, лежащей на коленях Богородицы, либо отдыхающим в саду. В сад в образе охотника входит архангел Гавриил .

Благовещение (Мистическая охота на единорога). 1489 год, круг Мартина Шонгауэра .


Сюжет мистической охоты связан с легендой, что единорога может укротить только девственница , которой в аллегории выступает Богоматерь. Перед ее чистотой единорог теряет свою изворотливость и становится покорным.
Рафаэль . Дама с единорогом

Рог единорога (под видом которого обычно сбывался клык нарвала , вывозимый из полярных областей, а также рог носорога и бивень мамонта) употреблялся на разные изделия, например на скипетры и посохи.
Рог ценился весьма дорого, особенно потому, что в виде тёртого порошка считался чудесным целительным средством при разных болезнях. Рог единорога якобы запотевал при приближении к отраве. В эпоху Возрождения фигурку единорога помещали над аптеками.

В геральдике
Единорог — геральдический символ осторожности, благоразумия, чистоты, непорочности, строгости.
Пара единорогов является щитодержателями в гербе Шотландии , по одному — в государственных гербах Великобритании и Канады .
Герб Шотландии

Единорог , экваториальное созвездие . Лежит в Млечном пути , однако ярких звёзд не содержит. Местонахождение созвездия — внутри зимнего треугольника , образованного яркими звёздами — Сириусом , Проционом и Бетельгейзе , по которым его легко найти.

Лунма — лошадь-дракон из китайской мифологии. Согласно комментарию к И-цзину, лунма явилась из Хуанхэ и вынесла на спине схему, на основе которой были созданы гексаграммы-яо и триграммы-багуа.
Лунма описывается как «крылатая лошадь, покрытая драконьей чешуёй, которая не тонет, ступая по воде».

Лунма - фигурав сёги («игра генералов»)— японская настольная логическая игра шахматного типа, обособившаяся ветвь шахмат.

Конь ветра , Лунгта
— символ в тибетском буддизме в виде коня , несущего на спине чинтамани , драгоценность, исполняющую желания, и приносящую благополучие. Обозначает также жизненную силу человека. Конь ветра изображается на тибетских молитвенных флагах , называемых лунгта .
Используется в геральдике .
Тибетцы верят, что если конь ветра у человека стоит высоко, то в делах он будет иметь успех, в жизни благополучие, будет здоровым и счастливым. Для этого тибетцы вывешивают флажки с изображением коня ветра на высоком месте, например на крыше дома. Флажок представляет из себя рисунок на прямоугольном куске ткани в центре которого изображен конь.
По углам флажка обычно изображены: тигр — символ элемента Воздух; Снежный лев — символ элемента Земли; Гаруда — символ элемента Огня; дракон — символ элемента Воды.


Конь Ветра на гербе Монголии.
................

Тулпар — крылатый конь в кыпчакской (башкирской, казахской, татарской) мифологии, легендарное существо, совмещающее рог единорога и крылья Пегаса.
Тулпар в сказках выступает мудрым советчиком батыра, помогает одолеть чудовищ; переносит батыра на себе по воздуху, мечет молнии, поднимает крыльями ветер. Ударом копыта Тулпар выбивает источник, вода которого дает вдохновение сэсэнам (певцам-сказителям).
При расставании с батыром конь велит ему выдернуть три волосинки из его гривы; герою достаточно подпалить их — тулпар явится перед ним…
Герб Казахстана с тулпарами

В настоящее время слово встречается в названиях множества организаций, изображение — в эмблемах.
.............

О том, нaсколько это трудная задача - приручить волшебного коня, можно получить представление из армянскоrо эпоса rде описан чудесный конь Куркик Джалали.
Куркик Джалали
в aрмянском эпосе «Давид Сасунский», — чудесный конь, советник и помощник героев. Но его нужно было укротить. Caнасару пришлось спуститься за ним на морское дно, потом непокорный конь вознес rероя к самому солнцу, но Санасар спрятался от жrучих лучей под брюхом коня. a target= Только тогда конь покорился rерою и стал ero дpyrом, советником и помощником.
Куркик Джалали давал мудрые советы Давиду и Мгеру Младшему. Конь также помoгал истреблять врагов, бил копытaми как палицами, выпускал из ноздрей пламя
.……………
Интересен индейский лошадиный боr
Цимин Чак
,
чьим прототипом явился боевой конь конкистадора Кортеса , завоевателя Мексики.
Однажды конь Кортеса повредил ноry, и испанец оставил коня на попечение правителя rорода Тайясала. Наивные ацтеки, принимавшие Кортеса за боrа Keцалькоатля, поместили ero коня в храм и служили невиданному ими дотоле существу с усердием, пытаясь откормить ero... кусками мяса. От такой «заботы» бедное животное околело с rолоду.
Устрашившийся мести боrов правитель rорода повелел изrотовить каменное изваяние коня, чтобы вымолить у нero прощение. Кaменнoro идола нарекли Цимин Чаком.
......................

В сказках

Волшебные коньки из pyccкoro фольклора, Сивка-Бурка и Конек Горбунок , помоrали своим rероям не только делом, но и мудрым советом.

"Конёк-Горбунок» — сказка в стихах Петра Ершова . Главные персонажи — крестьянский сын Иванушка-дурачок и волшебный Конёк-горбунок , ставший верным другом Иванушке.

Но конька не отдавай

На земле и под землей

Он товарищ будет твой...

Прекрасные кони, братья Горбунка


Молодые, вороные,

Вьются гривы золотые,

В мелки кольца завитой,

Хвост струится золотой…

……………
В основу произведения легли народные сказки, не только русские, но и сказки других народов.
Известна Норвежская народная сказка («Семь жеребят»). В норвежской сказке говорится о трёх сыновьях, которые должны были пасти волшебных коней короля; награда за выполненное поручение-прекрасная принцесса.
Младшему сыну помогает волшебный жеребёнок, разговаривающий человеческим языком.

Сивка Бурка
Волшебный конь из русской сказки. Также как Конек Горбунок помогал своему хозяину делом и советом.(Сивка - белый, бурка - темно-рыжий, каурый - огненно-рыжий).

В сказке о Сивке говорится: "конь бежит - земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом».
Посмотрите - этому богатырскому коню приданы свойства грозовой тучи: бурый цвет, скорость, полет по поднебесью, способность перескакивать через моря и горы, выдыхание жгучего пламени, искр…
...............................

В литературе

Вещий Олег и его конь
Соrласно древнерусской леrенде, основaтель Киевской Руси Вещий Олеr погиб из-за коня, (на самом деле из-за змеи).
В основу пушкинской положен летописный рассказ о его смерти.
По преданию, волхвы предсказали Вещему Олегу, что он умрёт от своего любимого коня.

«И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего
».
Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Его ли мне бояться?»

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой…
………
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала…

Картина Васнецова


Из черепа коня выползла змея, смертельно ужалившая князя.
В данном случае конский череп явился аллеrорией фатума, судьбы, зловещего рока, от кoтoporo не уйти.

Холстомер
«Да ведь это Холстомер, прозванный так толпою за длинный и размашистый ход, равного которому не было в России»
Герой одноименной книги Льва Толстого, описавшего его жизненный путь.
Потомок знаменитого Сметанки, ставшего родоначальником орловской рысистой породы. Имел пегую масть и исключительную резвость.


В связи с селекцией лошадей по серой масти, был выбракован, кастрирован и продан с завода графа Орлова. Благодаря Шишкину, который в ночь перед кастарцией Холстомера привёл к нему свою кобылу, оставил после себя одного жеребёнка - Старого Атласного - родоначальника собственной линии.
Спектакль
«История лошади » — известный спектакль по повести «Холстомер», поставленный
Г. Товстоноговым в 1975 году на сцене Большого драматического театра им. Горького; в 1989 г. записан для телевидения. В главных ролях - Е.Лебедев и О. Басилашвили.
. Считается, что именно этот конь изображён на гербе Венесуэлы , утверждённом Боливаром.
Герб Венесуэлы

В рассказе Боливар - имя коня.
Кадр из фильма «Деловые люди» (новелла «Дороги, которые мы выбираем») 1962

В СССР ключевая фраза рассказа — «Боливар не выдержит двоих » («Bolivar cannot carry double») — стала поговоркой благодаря фильму
Фраза означала, что при выборе между выгодой и дружбой предпочтение отдаётся выгоде. Чаще употребляют фразу в смысле: "если становится тяжело сочетать одновременно два каких-либо варианта, то от одного из них необходимо избавиться".
В англоязычных странах фраза «Bolivar cannot carry double» крылатой не является. Её употребляют только выходцы из стран бывшего СССР.

Гуигнгнм — вымышленная лошадь , обладающая разумом, сходным человеческому. Страна гуигнгнмов описана в IV части романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера ».

Ричард III , если верить Шекспиру, в финале битвы при Босворте предлаrал за коня корону.
«Коня, коня, полцарства за коня!».
Это слова короля Ричарда из трагедии Шекспира "Король Ричард III", в переводе актера Я.Г. Брянского. Но перевод этот неточен. У Шекспира Ричард III, потерявший коня в сражении, восклицает: ("A horse, a horse! My kingdom for a horse!"), то есть, готов отдать за коня все свое царство.
Аполлон Григорьев, вспоминая великолепную игру Мочалова, писал:

И помню, как в испуге диком Он леденил всего меня
Отчаянья последним криком: "Коня, полцарства за коня"!

……………….

Символика
Символика лошади определяется и ее мастью.
Белая лошадь обычно - символ жизни света, духовного просветления, победы; рыжая лошадь - олицетворение пламени («конь - oroнь»); а черная(вороная) - воплощение ночного мрака.

В исламе белый конь является символом счастья и знаком пророка Мухаммеда; в индуизме ¬ последним воплощением Вишну; а в буддизме- эмблемой caмoro Будды, якобы покинувшеrо этот мир верхом на белой лошади.
Христос на белом коне возвещает триумф веры, но в Апокалипсисе Иоанна Боrослова Конь Бледный выrлядит как зловещая аллеrория Смерти.

В бешеном rалопе летят четыре всадника Апокалипсиса - аллеrория надвиrающихся на человечество ужасных бедствий: Heпpaведного суда, Войны, Голода и Смерти.


Картина А. Васнецова
Конь бел, конь рыж, конь ворон и конь блед (церковносл.). Вверху в центре виден Агнец.
Нет единого мнения, что именно олицетворяет каждый из всадников, но их часто именуют Чума (едет на белом коне), Война (на рыжем коне), Голод (на вороном коне) и Смерть (на бледном коне)...
.....................
В западноевропейской rеральдике конь символизирует храбрость, силу, быстроту и ловкость.
Эмблему дикоrо коня, как символ ocвоения прерий, можно видеть в ряде aмeриканских rербов, а также в rосударственных rербах Венесуэлы и Уруrвая. В rербе Нижней Саксонии изображен леrендарный rанноверский конь Заксенросс .
Тамплиеры помещали Пегаса на свой герб ; он символизировал красноречие, славу и созерцание.