Баталов жизнь. Алексей баталов обратился к жене перед смертью. Профессиональное становление Алексея Баталова

Дети Алексея Баталова появились на свет от двух разных женщин. Первую дочь Надежду подарила ему первая жена – Ирина Ротова. Это была его первая и очень ранняя любовь. Ирина – дочь известного художника-карикатуриста Константина Ротова, жила с ним в одном дворе. Между ними сначала была только крепкая подростковая дружба, постепенно переросшая в большую любовь. Их семейная жизнь началась настолько рано, что ни один ЗАГС не согласился бы зарегистрировать их брак. Поэтому Алексей и Ирина жили без штампа в паспорте с шестнадцати лет.


На фото Алексей Баталов со своими дочерьми

Их по очереди пускали к себе пожить родители, а когда им исполнилось по восемнадцать, они подали заявление на регистрацию брака. И, хотя, все это время взрослые с упорным постоянством пытались наставить молодых на путь истинный и не связывать себя семьей в столь раннем возрасте, Алексей с Ириной были непреклонны. Их дочка Надя появилась на свет после одиннадцати лет совместной жизни. Это было время, когда их семья переживала кризис, с которым так и не смогла справиться. К этому времени Алексей Баталов уже стал очень известен, у него появились поклонницы, ревность к которым постоянно мучила Ирину.


На фото младшая дочь Алексея Баталова — Маша

К тому же, на семью и на свою дочку у Алексея совсем не было времени – он постоянно был занят то на съемках, то на встречах со зрителями. Приблизило конец их семейной жизни знакомство Баталова с цирковой артисткой Гитаной Леонтенко. Пять лет длилось это знакомство, и все эти годы Алексей был формально еще женат. Он, то сходился, то расходился, и его совсем не тянуло домой. А когда наступил такой момент, что Баталов и Гитана поняли, что больше не хотят расставаться, они решили пожениться. Когда в их семье появилась дочка Маша, молодая жена Баталова ушла с работы, чтобы быть всегда рядом с ребенком – Маше поставили страшный диагноз – детский церебральный паралич.

Дети Алексея Баталова, это его боль, особенно младшая дочь, которая на всю жизнь оказалась прикованной к инвалидной коляске. Родители каждый год возили Машу на отдых в Крым. Ей делали массаж, разрабатывали руки и ноги и всегда верили, что она, наконец, сможет ходить. Но чуда не случилось. Несмотря на болезнь, Мария Баталова смогла много добиться в жизни. Она получила музыкальное образование, знает иностранные языки, закончила ГИТИС и теперь пишет сценарии. Алексей Владимирович гордится своей дочкой, ее упорством и мечтает пожить подольше, чтобы не оставлять Машу одну.
Возможно, вас также заинтересует.

Семейные неурядицы и суды с соседями довели жену актёра до больничной койки

Супруге всенародно любимого Алексея БАТАЛОВА 18 августа исполняется 80. 52 года из них цыганка Гитана ЛЕОНТЕНКО, потомственная цирковая артистка, живет в браке с Алексеем Владимировичем. А познакомились они еще раньше, за десять лет до женитьбы, и прошли мучительный путь к своему счастью.

Гитана, как и я, выросла в цирке, - рассказывает известная акробатка Ирина Шестуа. - Наши мамы близко дружили, поэтому и мы с Леонтенко всегда хорошо общались. Правда, она немного старше, так что и успех к ней, выступающей на арене с девяти лет, пришел раньше. Отлично помню цыганский коллектив, где, помимо принцессы Гитаны, потрясающе работал Михаил Шишков, будущий актер кино и театра «Ромэн». Впрочем, Леонтенко совершенно не терялась на его фоне: она была настолько великолепной наездницей, что, несмотря на свою внешнюю хрупкость, освоила сложнейший цирковой жанр - акробатика на лошади. От ее лихих джигитовок у зрителей сердце уходило в пятки. В то же время в бытовом общении Гитана всегда была простая и очень искренняя. Конечно, мужчины немедленно влюблялись в эту добрую девушку с экзотической внешностью.

25-летний Баталов познакомился с Гитаной в Ленинграде в 1953 году. Алексей тогда играл свою первую большую роль - в картине «Большая семья», а 18-летняя Леонтенко приехала в творческую командировку в город на Неве вместе с цирковым коллективом.
В ресторане гостиницы «Европейская», где оба поселились, они впервые и повстречались. Искра пробежала тут же! Родня Гитаны, смекнув, что их девочкой увлекся начинающий киноартист, сразу решила, что тот ей не пара. Дескать, кавалера стоит искать в своем кругу. Цыгане даже пригрозили Баталову. Но тот оказался не из пугливых и... назначил красавице тайную встречу.
- Все это происходило на моих глазах, - говорит другая звезда цирка, наездница Энгелина Рогальская. - На Руси ведь частенько гусары влюблялись в цыганок, потому что у тех от природы какая-то внутренняя сила. Когда я поняла, что у Гитаны и Алексея вспыхнуло взаимное чувство, решила усилить и без того гигантскую эротичность и магию девушки и стала уговаривать ее сделать модную стрижку. Она отмахнулась: «Алеше и так нравится».

Десять белых ночей

Несмотря на то что элегантный интеллигент Баталов с 17 лет был связан узами брака с ровесницей Ирой Ротовой, дочкой известного художника, а едва достигнув совершеннолетия, успел стать отцом прелестной девочки Нади, барышни постоянно теряли от него голову. Например, во время учебы в Школе-студии МХАТ в Алексея по уши влюбилась однокурсница Элла Позднякова. Но тогда будущий кумир публики дал Эллочке четко понять, что ей ничего не светит. А вот в случае с Гитаной у женатика все вышло совершенно по-другому.
На протяжении десяти белых ленинградских ночей Леонтенко и Баталов наслаждались обществом друг друга и, как дети, радовались, что жизнь так улыбнулась обоим, подарив счастье пусть даже тайных свиданий. Но на одиннадцатый день Алексей все же решился признаться Гитане, что не свободен. Слова эти будто ножом ранили сердце девушки. Она убежала прочь, бросив на прощание, что ее не нужно догонять, все равно рассчитывать не на что.
В течение последующих пяти лет они ни разу не встретились...

Дорогой мой человек

Вскоре сердце Гитаны разбил еще один киноактер - Сергей Гурзо. После роли Сережи Тюленина в «Молодой гвардии» на симпатичного парня обрушилась невероятная слава. Несмотря на малокартинье, воцарившееся в отечественном кино, он продолжал много сниматься.
Для роли табунщика, сыгранной в ленте «Смелые люди», Гурзо брал уроки верховой езды у цирковых артистов из династии Кантемировых. Навсегда прикипев к арене с запахом опилок и зверья, крутизне трибун и, конечно, цирковым актерам, донжуан Гурзо просто не мог упустить из виду обворожительную гротеск-наездницу Леонтенко.
- Да, у моего теперь уже давно покойного отца в свое время случился бурный роман с Гитаной, - подтвердил актер и режиссер Сергей Гурзо-младший. - Папа всегда отличался большой нежностью к женскому полу. Крепко дружил с Василием Сталиным, оба - еще те ходоки! Страсть между отцом и Гитаной вспыхнула неожиданно. Причем они вмиг стали не только любовниками, но и очень хорошими друзьями. В том смысле, что, кроме плотского притяжения, имели много общих интересов, им всегда было о чем поговорить. А когда чувства перегорели и они решили разойтись, продолжали тепло общаться.

Шестуа добавила, что в период сожительства с Гурзо цыганка обитала с Сергеем в общежитии на Неглинке:
- У Леонтенко тогда как раз случился пик карьеры, ее головокружительные номера никто в мире не мог повторить, она даже во Франции гастролировала с конным цирком. И вдруг из-за Сергея на время решила прервать работу. Ушла из цирка, чтобы сопровождать его на съемках. Но потом, после их разрыва, вернулась в профессию.
В это же самое время Баталов увлекся балериной Ленинградского театра им. Кирова Ольгой Заботкиной. В 55-м она снискала успех как киноактриса, снявшись в роли Кати Татариновой в фильме «Два капитана». Алексей тоже стал звездой после выхода на экраны картины «Летят журавли». Немудрено, что, едва познакомившись с Баталовым, приехавшим в Питер на съемки ленты «Дорогой мой человек», Заботкина сразу влюбилась.
- Оля очень хорошо относилась ко мне и, наверное, рассчитывала, что я на ней женюсь, - вспоминал позже Алексей Владимирович. - Даже с подругами этой мыслью делилась. Но наша свадьба так и не состоялась... На тот момент я только-только развелся с первой женой Ириной и о втором браке не думал. А когда понял, что Оля ждет от меня серьезного шага, просто решил с ней расстаться.
Причем объясниться с зазнобой Алексей не решился: просто скоропалительно уехал от нее в Москву. Заботкина долго не находила себе места, но разыскивать беглеца не стала.
Уже на склоне лет, когда танцовщицы не было в живых, Баталов снял камень с души и раскаялся, что тогда по молодости поступил очень жестоко. Впрочем, Ольга после странных отношений с актером дважды побывала замужем - за музыкантом Сергеем Красавиным и поэтом-пародистом, ведущим передачи «Вокруг смеха» Александром Ивановым.

Страх и ревность

С радостью вернувшись к работе на манеже, Гитана недолго горевала и приняла ухаживания коллеги - канатоходца Магомеда Магомедова. Об этом автору этих строк рассказала одна из жен артиста цирка - Ларита Магомедова, тоже звезда советской арены:
- Роман Магомеда с Гитаной случился еще до того, как он на мне женился, а Леонтенко стала супругой Баталова. Я-то помоложе цыганки и еще в детстве имела возможность наблюдать за ее потрясающей работой. Мой папа, начальник комиссии по военно-промышленным вопросам, дружил с Эмилем Кио, так что мы часто бывали на представлениях. Неизгладимое впечатление на меня однажды произвела мама Гитаны, которую тоже звали Гитаной. Когда на арену вышла маленькая, как пигмей, женщина с распущенными длинными волосами и кнутом, я, как сейчас помню, вжалась в кресло от страха. Цыганка обвела публику пронзительным взглядом, гулко ударила хлыстом, и тут же на манеж выбежала лошадь. На ней балансировала дивная, с кучерявыми волосами девочка - ее дочь. Кто бы мог подумать, что судьба нас потом так пересечет...

Резко сменив тему, Ларита Анатольевна задает мне вопрос и тут же сама на него отвечает:
- Знаете, почему мой Магомет на Гитане так и не женился? В его роду было принято брать в супруги только девственниц. А Леонтенко успела до встречи с ним побывать в объятиях других мужчин. Впрочем, Магомедов ее долго не мог забыть. Уже после того, как мы прожили пару лет в браке, я у него в ящиках, между канатами, нашла фотографии этой цыганки. Устроила жуткую сцену ревности, в клочья порвала снимки, хотя к самой Гитане я всегда уважительно относилась. Она умная и эрудированная женщина. Не зря же сам Баталов, настоящий интеллигент и эталон мужчины, с ней столько лет рядом!

Проза жизни

Стоит отметить, что желание связать судьбу с Гитаной (после расставания с первой женой Ротовой и балериной Заботкиной Алексей разыскал ее и предложил начать все сначала) многие в его окружении не приняли. Дескать, негоже выходцу из именитой семьи якшаться с циркачкой. Но Баталов не пошел на поводу у общественного мнения. И был за это вознагражден. К тому же неожиданный выбор одобрила давняя подруга его семьи Анна Ахматова.
Тем не менее поначалу Гитане не всегда было сладко рядом с мегапопулярным мужем.
- Как-то в гостях Алеша стал ухаживать за одной дамой, - делилась однажды она. - Дома я устроила цыганский скандал. Алеша не спорил, не оправдывался. До семи часов утра он объяснял мне, что ревновать неприлично, недостойно, что умные женщины так не поступают. Уже через час я готова была просить прощения, а он все говорил и говорил. На следующий день мы опять были в гостях. Увидев, что Алеша нежно разговаривает с Мордюковой, я, боком-боком, - в другую комнату. Только бы не подумал, что ревную. Вторую воспитательную ночь я бы не выдержала...

К слову, в 63-м, незадолго до свадьбы, на съемках фильма «День счастья» Баталов увлекся юной Ларисой Голубкиной. И начинающая актриса, как утверждает с ее слов Николай Щербинский (которого долгие годы многие считали отцом ее дочери Маши), Алексею подарила свою невинность.
А шесть лет назад телеведущая Кира Прошутинская опубликовала в глянцевом журнале небольшую документальную повесть под названием «Рассказать о Маэстро». В главном герое легко угадывается Баталов. Пикантность ситуации заключалась в том, что Прошутинская отважилась описать в деталях бурный и продолжительный роман актера с юной девушкой, очевидицей которого стала. Повествование относится к 70-м. Жена главного персонажа измотана его неверностью, а молодая возлюбленная - неопределенностью. В конце концов, спустя чуть ли не 13 лет, любовники принимают горькое решение расстаться. Героиня уезжает жить за границу, где умирает...
Грянул скандал. Баталов вынужден был оправдываться. Он объяснил, что действительно был знаком с некой дамой по имени Ксения, трагедию которой описала Прошутинская. Но близкие отношения с ней подтверждать не стал.
Вернемся к нашей героине. В окружении замечательной пары находятся и те, кто считает, что цирковая наездница и сама порой позволяла себе раскованности с другими мужчинами.
- К примеру, у Гитаны с Юрием Никулиным в свое время случились отношения, - огорошил Сергей Гурзо-младший. - Но это объяснимо: он был в цирке всемогущим человеком. От Юрия Владимировича зависели зарубежные поездки и много чего еще. Это проза жизни...
- Главное, что и Гитана, и Леша - очень хорошие люди, - отмахивается от всех сплетен Ирина Шестуа. - Когда мне срочно понадобилась большая сумма в долг, они первыми пришли на помощь. Очень несправедливо, что их талантливейшая дочка Маша, которой уже 47 лет, с рождения стала инвалидом.


Суд да баня

Да-да, Гитана Аркадьевна всю жизнь верой и правдой служит мужу и больной дочери, после рождения которой окончательно ушла из профессии, - подтверждает друг семьи, юрист и меценат Михаил Цивин. - Сама Гитана сейчас плохо себя чувствует, никак не оправится после операции, которую ей сделали в мае (тогда пожилую женщину экстренно госпитализировали с язвой желудка, обострившейся, как считают врачи, из-за нервных нагрузок. - Г. У.). Но она и не собирается сдаваться или грустить, ведь Москва слезам не верит, верно? В молодости Гитана была физически сильной, накачанной, с крепкими мышцами. Из-за этого и случилась проблема при родах Маши. По всем показаниям тогда должны были делать кесарево, но в нужный момент рядом почему-то не оказалось хирурга. Вот девочку и вытянули щипцами, из-за чего у малышки случился церебральный паралич. Гитана - сумасшедшая мама: любит Машу безумно, окружила ее невероятной заботой, ухаживает. Дочка же, которая не может ходить, пишет потрясающие сказки, сценарии и рецензии на спектакли. Причем делает это всего одним пальчиком - остальные не слушаются. Марию раз в неделю возят на дачу подышать свежим воздухом.
Напомним, о некрасивой истории именно с этой дачей семьи народного артиста в Переделкино «Экспресс газета» написала в сентябре 2013-го первой: соседи оттяпали у наших героев часть участка, передвинув забор и возведя на прихваченной территории баньку. Суд вроде бы решил дело в пользу Баталовых. Но, как выясняется, воз, а точнее, парилка и ныне там.
- Баню не сносят, а соседи Баталовых куражатся, все еще пытаясь доказать, что Алексей Владимирович незаконно получил свой участок, - возмущается Цивин. - Из-за этого и пошатнулось здоровье пожилых супругов, они сильно переживают. Но я уверен, что правда все-таки восторжествует. От лица всех почитателей таланта поздравляю Гитану Аркадьевну с юбилеем и хочу заверить: мы вас очень любим и всегда будем поддерживать!

// Фото: Тараканов Вадим/PhotoXPress.ru

15 июля 2017 года скончался Алексей Баталов. Народный артист СССР умер на 89-м году жизни. Перед смертью Алексей Владимирович несколько месяцев находился в больнице – в январе звезда кино сломал шейку бедра, а в феврале перенес операцию. Брат актера Михаил Ардов рассказал журналистам, что незадолго до печального события он был бледным и страдал от недугов, связанных с возрастом.

Близкие Алексея Владимировича сообщили корреспондентам, что он просил похоронить его на Преображенском кладбище, по соседству с матерью Ниной Ольшевской. Церемония прощания с Баталовым прошло 19 июня в Доме кино, а отпевание состоялось в храме иконы Божией Матери на Ордынке.

Как удалось выяснить «СтарХиту», перед смертью именитый артист обращался к своей супруге. В распоряжении издания оказалась незаконченное стихотворение, адресованное Гитане Леонтенко, которое звезда кино написал за день до ухода из жизни. Трогательное послание демонстрирует всю глубину чувств звезды кино к близкому человеку.

«Любимая моя, бесценный дар от Бога. Ты вовсе не семья, а к счастию дорога, где каждый шаг с тобой», – писал Алексей Владимирович.

Вместе с Гитаной Аркадьевной знаменитый деятель культуры и искусства прожил более полувека. Актер познакомился с цирковой артисткой на съемках. Свадьба Баталова и Леонтенко состоялась спустя десять лет после их первой встречи.

Позднее Алексей Владимирович признавался, что на момент первой встречи с Гитаной Аркадьевной он был не свободен. Еще в школе, в возрасте шестнадцати лет, он женился на дочери художника Константина Ротова Ирине. В этом браке у артиста родилась дочь Надежда. Беседуя с журналистами, Баталов не скрывал, что не уделял должного внимания ребенку. После того, как Ротова и знаменитый актер расстались, они сначала поддерживали общение, однако спустя какое-то время жизнь развела их дороги.

Во втором браке у именитого артиста родилась долгожданная дочь Маша. Когда Алексей Баталов узнал о грядущем пополнении в семье, он был вне себя от счастья. Однако из-за врачебной ошибки малышка стала инвалидом. Медицинские специалисты диагностировали у девочки детский церебральный паралич. Новость о страшном диагнозе стала настоящим ударом для супругов, однако они не сдавались и делали все, чтобы Маша получила прекрасное образование. В настоящий момент она занимается тем, что пишет сценарии и статьи о театральных постановках. Кроме того, Мария является автором таких книг, как «Поющая палочка» и «Затерянные сказки».

В ходе беседы с журналистами Гитана Аркадьевна как-то признавалась, что муж часто читал дочери стихи вслух. Алексей Владимирович старался с детства погружать наследницу в мир искусства. В результате Мария выросла очень начитанной и образованной. По словам Леонтенко, та любит творчество многих поэтов, в том числе Бродского и Ахматову. А заниматься литературным трудом Мария начала, чтобы направить свою энергию в правильное русло. «Иначе она бы сошла с ума, вы понимаете? Мне очень нравится, как она пишет статьи, когда ходит в театр. Я этим горжусь», – говорила цирковая артистка в эфире программы «Ты не поверишь!».

Вклад актера, кинорежиссера и педагога Алексея Баталова в культуру страны огромен, не напрасно он являлся обладателем высших государственных наград и званий: народный артист СССР, Герой Социалистического труда, трижды лауреат Госпремий, награжден был и множеством орденов…

Увы, даже у людей знаменитых в личной жизни не все складывается гладко. «ТН» напоминает историю, связанную с бурными разбирательствами по поводу наследства Алексея Владимировича, начавшимися сразу после его смерти.



Алексей с отцом Владимиром Баталовым. Фото: Global Look Press

Так уж вышло, что все нажитое имущество Баталов завещал одной из своих двух дочерей - младшей Марии, а старшую Надежду оставил, что называется, без надежд на наследство. Некоторые журналисты поспешили обвинить артиста в черствости, ссылаясь на оскорбленные чувства женщины, ущемленной отцом в своих правах. Однако такое решение артиста имело предпосылки, которые уходят в далекое прошлое.

Первый брак

Первый раз Алексей Владимирович женился в далекой юности - очень рано, в 16 лет - еще во время учебы в школе рабочей молодежи, не успев даже стать студентом Школы-Студии МХАТ. Избранницей стала Ира Ротова (ее уже нет в живых) - дочка знаменитого художника Константина Павловича Ротова и детской писательницы Екатерины Борисовны Борисовой. Ее отец работал в журнале «Крокодил» вместе с писателем Виктором Ардовым - отчимом Баталова.

«Мы с Ириной знакомы были буквально с детского сада, - вспоминал актер. - Я воспринимал ее как родного человека, и наши отношения сложились как-то сами собой. В результате чего мы расписались».


Ирина Ротова с дочерью Надей. Фото: из личного архива Алексея Баталова

Болезненный развод

Дочь Надежда родилась у супругов несколько лет спустя, в 1950-м году. По признанию Алексея Владимировича, дома он появлялся нечасто и отцом был неважным - в связи с тем, что подолгу пропадал на съемках. «Возможно, это и привело к разрушению нашей семьи». Но не только. «Однажды кто-то насплетничал Ирининой маме о моей распутной жизни во время съемок в Киеве, - рассказывал артист. - Она с излишним преувеличением сообщила об этом дочери. Я не видел смысла в оправданиях, и мы с женой решили отпустить друг друга и по-хорошему разойтись».



Дочь от первого брака Надежда (слева) на дне рождения сводной сестры Марии (2006). Фото: из личного архива Алексея Баталова

Возможно это и так, однако люди из близкого окружения актера рассказывали, что Ирина просто оставила мужа - ушла, и пережил он это крайне болезненно. Тем не менее, Алексей Владимирович утверждал, что у бывшей жены сохранились прекрасные отношения с его матерью: «Она часто приводила к ней внучку». Да и сам артист проводил много времени со своей маленькой дочкой - гулял с ней, водил в кино, в зоопарк, будучи заядлым автомобилистом, даже учил водить машину…

Любовь с первого взгляда

Со второй женой - цирковой артисткой Гитаной Аркадьевной Леонтенко - Баталов оформил брак в 1963-м году. С ней и прожил до конца дней.

Знакомство будущих супругов состоялась десятью годами ранее, во время съемок в кинофильме «Дело Румянцева». Артист Сергей Лукьянов, игравший в той же картине полковника милиции, предложил Алексею Владимировичу сходить вместе в цирк, где выступали цыгане. Одной из них была Гитана - потомственная наездница. «Она выполняла сложнейший цирковой номер на лошади и танцевала», - вспоминал актер. Он был девушкой заворожен.


Алексей и Гитана во время путешествия по Италии (1963). Фото: из личного архива Алексея Баталова

В 1968-м году у супругов родилась дочь Мария - с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП). Что означало пожизненную прикованность к инвалидному креслу. Со слов Гитаны Аркадьевны известно, что Алексей Владимирович на протяжении всей своей жизни мучился от того, что не смог поддержать жену в период родов, поскольку был на съемках. По признанию в одном из интервью, ее муж был уверен в том, что девочка могла бы родиться здоровой, если бы не врачебная халатность: доктора обязаны были сделать кесарево сечение, но проявили «небрежность», и ребенок получил родовую травму…

Борьба с тяжелой болезнью

Невзирая на инвалидность, Мария, благодаря настойчивости и стараниям своих родителей, сумела получить образование и обрести профессию - окончила ВГИК, стала литератором, пишет сценарии, выпустила книгу, является членом Союза писателей.

Отец всегда очень переживал за дочь, состояние которой требовало постоянного ухода. Баталов беспокоился о будущем Марии, в последний период жизни, во время тяжелой болезни - особенно остро.


Фото: East News

В начале года Алексей Владимирович был прооперирован в связи с переломом шейки бедра. Из-за осложнений, возникших после протезирования сустава, вынужден был последующие пять месяцев - вплоть до кончины - провести на больничных койках.

Кому досталось наследство Баталова

Едва знаменитого артиста проводили в последний путь, над имуществом покойного, по определению его близкого знакомого, якобы «сгустились тучи раздора». Оно и неудивительно, ведь наследство Алексея состоит из трехкомнатной квартиры в знаменитом элитном «Доме на набережной» (по сообщениям СМИ, стоимостью около 80 миллионов рублей) и участка с домом в дачно-строительном кооперативе «Мичуринец», неподалеку от писательского поселка Переделкино.

Еще Баталову принадлежали ценности исторические, имеющие высокую аукционную стоимость, например, личные вещи Анны Ахматовой, с которой актер был дружен.


С Анной Ахматовой (слева) и мамой Ниной Ольшевской. Фото: из личного архива Алексея Баталова

Так вот все это завещано единственному человеку - дочери артиста Марии Алексеевне. Из числа наследников исключены не только старшая дочь Баталова - Надежда (по профессии переводчик), но также 40-летняя внучка Екатерина (по мужу - Смирнова, экономист) и малолетняя правнучка Светлана.

Семейный конфликт

Стоит заметить, что с внучкой Алексей Владимирович не общался. Пояснил однажды такую странность следующим образом: «Они ведь ко мне не приходят. А даже если бы и пришли, не знал бы, что с ними делать… Моя старшая дочка живет своей жизнью, сама себе хозяйка, общаемся мы редко, и я на нее влияния не оказываю. Соответственно, внучка тоже сама по себе… Не скажу, что мне не позволяют с ней общаться, просто у меня на это нет времени… Когда с человеком живешь постоянно, ты все про него понимаешь. А так - это просто малознакомые люди…» О существовании правнучки артист не знал вообще…



Фото: Global Look Press

В СМИ просочилась информация о том, что в завещании Баталова также указано, что Надежда сможет претендовать на наследство только в случае смерти младшей сестры, а до той поры ей вменено в обязанность ухаживать за родственницей-инвалидом. Стали распространяться упорные слухи о том, что обиженная старшая дочь артиста намеревается оспорить завещание в суде. По законному праву - как одна из наследниц первой очереди.

Пошли на компромисс

Вдова Баталова в одном из недавних интервью высказалась на щекотливую тему. Из слов Гитаны Аркадьевны следует, что они с Надеждой сумели все уладить и никаких обид нет. Старшая дочь Алексея прекрасно понимает, в каком сложном положении находится Мария, перемещающаяся в инвалидном кресле.

Сама Надежда предпочитает не комментировать тему наследства. Лишь недавно дочь Баталова поставила окончательную точку, заверив, что выдвигать претензии по поводу завещания она не намерена, судиться не станет, а все имущественные вопросы они будут решать с сестрой и вдовой отца не юридически, а по-родственному.

Баталов Алексей Владимирович – советский и российский киноактер и актер театра, режиссер, сценарист, педагог.

Детство

Родился 20.11.1928 в городе Владимир. Вырос в театральной семье. Родители – актеры театра Н.А. Ольшевская и В.П. Баталов. Известными актерами были не только его родители, но и дядя, брат отца и его жена , а также В.Я. Станицын.

Когда Алеше было пять лет, его мама Нина Ольшевская вышла замуж за известного в те годы писателя Виктора Ардова. О своем отчиме Алексей Баталов говорил: "Вот понимаете, если отец заботится о ребенке, это понятно, он вроде бы должен, профессия такая. Чувства Ардова ко мне – это отцовство в квадрате".

В 1940-1960-е годы в квартире, где Алексей жил с матерью и отчимом в Москве на Большой Ордынке, подолгу гостила , часто бывали виднейшие деятели русской культуры – , Ильф и Петров, которые оказали сильное влияние на формирование его личности.

Алексей Владимирович вспоминал: "Я учился в Школе-студии МХАТа в мастерской у своего дяди Виктора Станицына. О любом моем достижении говорили:"Ну конечно, это его научила" или "Разумеется, это они позвонили и его взяли". И я хотел доказать, что и сам, несмотря на своих именитых родственников, чего-то стою".

По окончании Школы-студии с 1950 по 1953 год Баталов был актером Центрального театра Советской Армии. В 1953-1957 годы он работал во МХАТе, но в репертуаре был занят мало.

Первые шаги в кино

Впервые в кино Алексей Баталов мог появиться еще в тринадцатилетнем возрасте. Тогда в 1941 году снимался фильм "Тимур и его команда". Но получилось так, что родители не отпустили Алешу на съемки.

Зато позже, когда в 1944 году режиссер Лео Арнштам снимал картину "Зоя" о легендарной Зое Космодемьянской, весь класс Алеши Баталова взялся изображать ее одноклассников. "Я должен был какую-то фразу произнести, – вспоминал актер. – Помню, руки-ноги мои окаменели, голос исчез, выражение лица (я чувствовал) стало абсолютно идиотским. Может, именно поэтому после "Зои" я много лет был негоден для кино?".

Популярность

Десять лет спустя И.Е. Хейфиц пригласил молодого актера на одну из главных ролей в фильме "Большая семья" (1954). С Алексеем Журбиным на советский экран пришел новый герой – рабочий-интеллигент. Приглашая Баталова на роли рабочих парней, режиссер Хейфиц пытался сломать стереотипы представления о советском пролетарии.

После "Большой семьи" популярность Баталова стала возрастать, он часто уезжал на съемки, домашний телефон обрывали поклонницы. Видимо, его жене Ирине стало не хватать внимания Алексея. Начались ссоры. Еще во время съемок "Большой семьи" Баталов, побывав в цирке, увлекся обворожительной цыганкой, потомственной циркачкой, наездницей Гитаной Леонтенко. К 1958 году он окончательно разорвал отношения с Ириной и женился на Гитане, которая была моложе его на 12 лет.

Встреча с И. Хейфицем стала поистине судьбоносной для молодого актера. В его манере работы с актерами не было ничего общего с потребительской эксплуатацией актерской индивидуальности. Напротив, он стремился терпеливо и тонко раскрывать максимальные возможности актера. Это роднило его со МХАТовской школой. Опытный мастер, тонкий психолог И. Хейфиц увидел в молодом актере тип героя, настоятельно заявивший о себе в реальной жизни. Появилась потребность в актерах не "играющих", а "живущих". Это было самое начало перемен, произошедших в нашем кинематографе в середине 60-х годов. В лице А. Баталова в середине 50-х годов кинематограф приобрел героя узнаваемого, умного и тонкого собеседника, обсуждающего на равных со зрителями волнующие всех проблемы любви, долга, чести, самоутверждения в жизни.

Баталов снялся еще в четырех картинах у Хейфица: "Дело Румянцева" (1955), "Дорогой мой человек", "Дама с собачкой" (1960), "День счастья" (1964). Все герои Баталова – чистые, душевно тонкие люди, которым свойственны внутренняя сила и сдержанность.

В "Деле Румянцева" актер сыграл шофера, поневоле втянутого в уголовную историю. Чувство собственного достоинства как доминирующая черта в рабочем пареньке совпадало с нравственной доминантой наступающей "оттепели".

Первые роли принесли Баталову признание маститых советских режиссеров и в 1956 году Марк Донской приглашает молодого актера на роль Павла Власова в экранизации повести "Мать". Эта роль интересна тем, что в предыдущей экранизации повести, которую осуществил в 1920-х годах , роль Власова исполнял дядя Алексея – талантливый и обаятельный .

Новой ступенью в творческой биографии артиста стала роль Бориса Бороздина в легендарной картине "Летят журавли" (1957, режиссер , Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале – 1958). Баталов создал образ, поэтически обобщающий черты целого поколения – солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной. Неповторимая грустно-ироническая интонация, негромкое мужество, интеллигентность – таков Борис в исполнении Баталова.

Роль Гурова в экранизации повести "Дама с собачкой" (1960, режиссер И.Е. Хейфиц) раскрыла новые грани дарования актера. Баталов сыграл человека, пробужденного от душевной спячки и ужаснувшегося пошлости привычной жизни. Фильм был признан одним из самых точных приближений к литературному первоисточнику, получил ряд международных наград и упрочил профессиональную репутацию артиста. Роль Гурова была возрастной, она требовала преодоления восприятия актера как близкого всем современника, привычного уже образа положительного героя. Образ, созданный А. Баталовым, отличался глубиной, психологической насыщенностью, эмоциональностью, близостью к чеховскому замыслу.

Работа в кино в 60-е годы

В расцвете славы Баталов получил предложение от М.И. Ромма сняться в фильме "Девять дней одного года" (1962) в роли Дмитрия Гусева – физика-атомщика. Сам режиссер определил "Девять дней" как фильм-размышление. Подобный "жанр" требовал от актера совершенно новых приемов игры. Соблазн эксплуатации трагической коллизии – герой, получивший смертельную дозу радиации на эксперименте, был обречен и отвергнут. На экране надо было изобразить работу мысли. Эта роль была сыграна Баталовым экономно и точно. А ведь первоначально Михаил Ромм и слышать не хотел о Баталове. Режиссеру он казался слишком заторможенным.

Образ Дмитрия Гусева, представителя научной элиты XX века, закрепил за артистом амплуа героя своего времени. За эту роль Баталов был удостоен Государственной премии РСФСР (1966). Тем не менее, с начала 1960-х годов режиссеры занимали Баталова в кино все реже.

Режиссерская деятельность

Одной из форм творческого самовыражения А. Баталова стала, безусловно, режиссерская работа. В качестве режиссера-постановщика он снял три картины. В 1960 году он дебютировал в качестве режиссера фильмом "Шинель" по повести , в 1972 снял "Игрока" по .

Настоящей удачей стал снятый Баталовым фильм "Три толстяка" (1966, по Ю.К. Олеше), в котором актер снялся в одной из главных ролей. Его экранизации отличает строгая постановочная культура и бережное отношение к классическим текстам. Баталов в этом фильме сыграл канатоходца Тибула. Ему пришлось самому, без дублера, идти по натянутой между домами проволоке, причем без страховки. Целый год он тренировался, чтобы сделать эти несколько шагов. Жена Гитана тем временем обучала девочку, игравшую Суок.

Фильмы, снятые Алексеем Баталовым, являются примером своеобразного, интересного и в то же время бережного перенесения образного литературного решения в экранное; все отмечены вниманием критики, неформальным интересом зрителей.

Однако "Три толстяка" стали последней режиссерской работой Алексея Баталова. Почему? Алексей Владимирович объяснял это так: "Фильм надо делать своей командой. А когда я переехал из Ленинграда в Москву, команда распалась. Умер Урусевский, с которым мы вот-вот должны были приступить к съемкам новой ленты. Сценарий состоял из трех новелл, причем во всех главными героями выступали совсем молодые люди: один из маленького городочка на Волге, другой жил в степи на пастбище, третий – в Ленинграде. Ни с кем другим снимать этот материал я не мог. Он был рассчитан на то, чтобы снимал Урусевский: все три новеллы требовали разного изображения, совсем особой среды, света, фактуры. Но не получилось...

Потом меня начали упрекать, что я отклоняюсь от генеральной линии: не ставлю фильмов о современниках. И я написал два сценария – они и сейчас есть. Один по рассказу Володи Максимова, второй – по Георгию Владимову. А так как оба эти писателя были к советской власти настроены весьма скептически, своих убеждений не скрывали и через некоторое время эмигрировали, ни о каких картинах не могло быть и речи.

Возвращаться же к режиссерской работе сейчас, в наши дни, я не рискну. Прав : сегодня нужно делать картину современными средствами, современным языком. Это как дизайн автомобиля. Боюсь, сейчас я способен сконструировать только ретро-автомобиль".

Работа в кино в 70-е годы

Режиссеры 1970-х гг. использовали интеллигентский имидж Баталова как некий самодостаточный "материал": эмигрант Голубков в "Беге" (1970, режиссеры А.А. Алов и В.Н. Наумов), декабрист князь Трубецкой в "Звезде пленительного счастья" (1975, режиссер В.Я. Мотыль), доктор-эмигрант в "Чисто английском убийстве" (1974, режиссер С.И. Самсонов). Здесь не только отточенная игра, а само присутствие Баталова в кадре, его личность успешно работают на образ.

"Москва слезам не верит"

Особняком стоит мелодрама "Москва слезам не верит" (1980, режиссер , Государственная премия, 1981) – фильм, которому уготована счастливая судьба. Он получил высшее признание в мировом киноискусстве – премию Оскар.

Роль слесаря Гоши принесла артисту новый всплеск всенародной популярности и показала, что баталовский рабочий-интеллигент не остался в 1950-х годах.

Алексей Баталов: "Критики писали о Гоше: "Таких не бывает!" А у меня хранится письмо, в котором написано: "Вы сыграли мою судьбу".

Однако Баталов считает, что зрители все-таки не совсем разглядели его героя: "Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется. "Одинокие советские женщины" не рассмотрели моего героя как следует".

Работа на радио

Особое место занимает в творчестве А.В. Баталова работа на радио. Профессиональный интерес и желание постичь, какими средствами создается радиообраз, появились в период вынужденного бездействия, когда радио стало для него единственным средством общения с миром. Его радиотеатр – это театр живого актера, живого многогранного образа, бережного внимания к слову. Среди радиопостановок А. Баталова: "Казаки" , "Белые ночи" , "Поединок" , "Герой нашего времени" , "Ромео и Джульетта" .

Преподавательская деятельность

С 1975 года творческая биография А.В. Баталова обрела новую грань – он стал преподавателем ВГИКа.

Алексей Владимирович рассказывал: "Я вообще-то педагогом стал случайно. После кончины